Рефераты. Мировой рынок и свободные экономические зоны

Важную роль на мировом рынке играет торговля услу­гами. Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги.

Туризм и судоходство (фрахт) составляют 65 % оборота международной торговли. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. Великобритания и Франция удерживают первенство в сфере иностранного туризма. В перспективе доля транспортных услуг в объеме мировой торговли уменьшится, особенно за счет фрахта, что связано с переходом индустриально развитых стран к энерго- и материалосберегающей модели развития. Зато повысится зна­чимость прочих услуг, особенно тех, которые связаны с эк­спортом технологии, знаний, опыта.

Как известно, услуги — это продукт высокоразвитой эко­номики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Нидерланды, Ита­лия. На их долю приходится 65 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Германии — 41 %, в Италии — 35 %.

В последнее время в экспорте услуг возрастает роль раз­вивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристских, Сингапур — финансовых.

Соотношение между экспортом и импортом товаров на­зывается торговым балансом. Он бывает активным и пас­сивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торго­вый баланс зависит от положения страны на мировом рын­ке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.

Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступле­ний по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.

Движение торгового баланса связано и с другими стать­ями платежного баланса по текущим операциям, что обус­ловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых пла­тежей, ростом их значения в международном обороте. За­падная статистика называет эти статьи платежного баланса "невидимыми операциями" ("невидимый экспорт" и "неви­димый импорт"). В современных условиях "невидимые опе­рации" стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообо­роте составляет более 20 %, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота.

Торговый баланс составляется за определенный период вре­мени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату.

Меры, используемые государством или группой госу­дарств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее эле­ментами выступают протекционизм, система свободной тор­говли и демпинг.

Протекционизм — это деятельность государства, способ­ствующая развитию национальной экономики путем ограж­дения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты оте­чественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и сти­мулировании экспорта товаров национального производства.

У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преиму­щества протекционизма:

* сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;

* защита национальной экономики от демпинга;

« защита молодых отраслей, которые еще неконкурен­тоспособны и нуждаются в государственной поддержке;

*        торговые барьеры на пути иностранных товаров сти­
мулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

* ослабляется конкуренция в экономике;

* снижается эффективность производства;

* в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;

* подрываются возможности экспорта, так как ограни­чение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает

несколько основных методов

Таможенное регулирование, затрудняющее импорт и эк­спорт определенных видов продукции. Различают адвалер-ные, специфические и смешанные таможенные пошлины.

Первые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника); вторые — в виде определен­ной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи — это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами.

Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Различают экспор­тный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включа­ют в себя обычно три вида пошлин: максимальные, мини­мальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим на­ибольшего благоприятствования; третьи — при импорте то­варов из развивающихся стран. В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6 %, развивающихся — 30—40 %. На отдельные то­вары пошлины могут колебаться в значительно более ши­роких пределах.

Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономичес­ких, политических и административных методов. Насчи­тывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барь­еров. Наибольшее распространение среди них получили кон­тингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относи­тельно свободно. Лицензирование предполагает необходи­мость получения организацией разрешения на осуществле­ние внешнеэкономических операций. К косвенным ограни­чениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.

Средства государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льгот­ных экспортных премий, государственного страхования эк­спортных кредитов. Государство использует также различ­ные формы информационного и организационного содей­ствия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономичес­кой информацией, организацию ярмарок и выставок и т.д.

Свободная торговля или фритредерство — это торгов­ля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими сло­вами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следу­ющими преимуществами:

* стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;

* расширяет выбор товаров для потребителей;

* позволяет полностью использовать преимущества меж­дународного разделения труда.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.

Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществля­ется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производ­ства. Между протекционизмом и демпингом существует тес­ная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибы­лей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг.

Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые мо­гут быть восстановлены после вытеснения с рынка конку­рента. Постоянный демпинг может продолжаться неограни­ченное время. -

Государственное регулирование внешней торговли ох­ватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями.

Межгосударственное торговое регулирование включа­ет в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свобод­ной торговли, заключение таможенных торговых догово­ров и торгово-экономических соглашений.

Международное регулирование мировой торговли осу­ществляется разными международными организациями.

Крупнейшей международной организацией, которая ре­гулирует торгово-экономические отношения между страна­ми, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придер­живаются определенных правовых норм и правил торгов­ли, участвуют в текущих торговых переговорах, решают спорные вопросы и т.д.

Другая крупная организация, регулирующая междуна­родную торговлю, — ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися страна­ми. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулиро­ванию торговых отношений между индустриально разви­тыми н развивающимися странами.

Регулированием торговых отношений занимается еще один международный орган — КОКОМ — Координацион­ный комитет по экспортному контролю. Членами этой ор­ганизации в период ее возникновения стали государства НА­ТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирую­щего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим стра­нам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований. КОКОМ продолжает дей­ствовать и в настоящее время.

В последнее время в международной торговле возрастает значение свободных экономических зон, или зон свободно­го предпринимательства.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприят­ные условия для свободного предпринимательства и внешне­экономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими ус­ловиями для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в при­граничных районах, или на приморских побережьях.

Для обеспечения благоприятных условий предприни­мательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ ис­пользуются:

*        специальные, облегченные таможенные и торговые режимы;

*        обеспечение большей свободы перемещения товаров,
трудовых ресурсов, капиталов и прибылей;

•  льготные режимы налогообложения;

•  предоставление широких возможностей для инвести­рования.

В качестве главных целей организации СЭЗ можно выделить:

а)       ускорение социально-экономического развития данно­го региона;

б)       овладение достижениями мировой экономики и научно-
технической мысли;

в)       расширение внешнеэкономических связей;

г)       экспериментальную проверку новых методов производ­ства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом;

д)       решение общеэкономических, социальных, региональ­ных и научно-технических проблем.

СЭЗ можно условно подразделить на следующие виды: 1) свободные таможенные зоны. Это беспошлинные зо­ны, которые создаются в основном на оживленных тран­спортных артериях мира и на их перекрестках. Здесь

отсутствует обычный таможенный контроль и не взима­ются пошлины;

2) зоны свободной торговли (с минимальными ограни­чениями на торговлю). Они базируются на отмене (смяг­чении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэк­спортируемыми из нее; нацелены преимущественно на перевозку, переработку и хранение грузов;

3)    зоны экспортного производства (с концентрацией пред­приятий, работающих на экспорт);

4) экспортные и импортные промышленные зоны, глав­ное назначение которых — обеспечение страны товара­ми и услугами, а также современной техникой и техно­логией. Они базируются не только на применении льгот­ного торгового и таможенного режимов, но и на льготном финансировании и льготном налоговом режиме;

5)    научно-технические зоны (территории, ориентирован­ные на активное проведение НИОКР, производство нау­коемкой продукции, инновационную и внедренческую деятельность);

6) технологические зоны (технологические парки, тех­нополисы), обеспечивающие разработку и внедрение сов­ременных технологий с помощью национальных и инос­транных предприятий и организаций;

7)    комплексные зоны — свободные или открытые горо­да, особые районы. Здесь используются элементы раз­ных видов перечисленных зон;

8) зоны страховых и бытовых услуг, которые специали­зируются на банковских и страховых операциях.

К середине 90-х годов в мире действовало более 700 раз­личных СЭЗ. Однако их создание — сложный и капитало­емкий процесс. В некоторых странах их создают исходя больше из политических соображений, а не реальной эко­номической потребности.

К особой разновидности СЭЗ можно отнести так называ­емые оффшорные зоны — районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Офф­шорный — означает бизнес, осуществляемый в других стра­нах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сде­лок и вкладов, большая свобода действий (например, пра­ктическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятель­ность: это могут быть торговые, банковские, страховые, су­довладельческие, инвестиционные и другие компании.

В настоящее время во всем мире насчитывается пример­но 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. — рос­сийские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон — определенные налоговые поступле­ния, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др.

Литература

 

1.Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.Б. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2005.

2.  Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая вол­на, 2000.

3.Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. - М.: БЕК, 2003,

4.Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная эконо­мика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.

5.Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. - Дубна.: Феникс, 1996.

6.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПБ., 1994.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.