|
В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравнивает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно меньше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности национальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению (можно купить дешевые продукты и товары, что повысит реальную заработную плату).
Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической литературе она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены факторами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной платой, то ей выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недостает рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудоемкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попытки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в технологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.
Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.
В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:
* экспортная квота —
отношение стоимости экспорта к
стоимости ВВП;
* объем экспорта на душу населения.
Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).
Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.
Для количественной оценки этого воздействия используется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвестиций в страну А вызывает в ней рост национального дохода. Но по мере роста национального дохода страны А увеличивается и объем ее импорта. Поскольку импорт страны А является одновременно экспортом страны Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вызывает увеличение ее импорта. А поскольку он представляет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны А и т.д.
В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции:
1) мировая торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов ВНП;
2) по мере роста импорта углубляется интернационализация всех элементов спроса и расходов внутри страны;
3) произошли существенные изменения в направленности экспорта. В середине XX в. из индустриальных стран промышленные товары вывозились в колонии и зависимые страны. В настоящее время по этому маршруту в обратном направлении движется более половины всего экспорта развивающихся стран;
4) возросла роль экспорта в обеспечении экономического роста национального хозяйства. Экспорт всех стран обеспечивает около 20 % совокупного мирового ВНП.
5) высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием;
6) увеличивается доля взаимной торговли индустриальных стран. На нее сейчас приходится более 70% мировой торговли.
Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.
Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежущие станки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта.
Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.