|
В международных делах Египет в 2004г. придерживался сбалансированного курса на поддержание нормальных отношений со всеми странами. Состоялся визит в АРЕ министра иностранных дел РФ И.С.Иванова. США и страны ЕС сохраняют влияние на формирование египетской внешней политики, что объясняется значительной зависимостью АРЕ от их финансовой, экономической и военной помощи. На эти страны приходилось 68% внешней задолженности Египта.
Состоялся госвизит в АРЕ канцлера Германии Г.Шредера. На германо-египетских переговорах о торгово-экономическом сотрудничестве основным вопросом было погашение Египтом задолженности по ранее полученным от немецкого правительства и банков кредитам. По данным Центрального банка Египта, долг Египта Германии составляет 2,5 млрд.долл. Немецкие кредиторы с трудом решали вопросы возврата средств, предоставленных своим египетским партнерам, которые, ссылаясь на отсутствие в стране валюты, предлагали в погашение задолженности египетские товары, а также услуги по приему немецких туристов.
Неблагоприятная ситуация сложилась с внешним заимствованием средств. Египтяне смогли использовать в течение года иностранных кредитов на 645 млн.долл., а погасили, включая проценты, 1231 млн.долл. Страны-доноры и МВФ под разными предлогами не давали египтянам воспользоваться уже подписанными кредитными соглашениями и выдвинули жесткие требования к египетскому правительству в части приватизации страховых компаний и ведущих египетских государственных банков, принятия эффективных мер к прекращению отмывания в Египте капиталов, разработки антимонопольного законодательства и рационализации государственных расходов. По мнению кредиторов, в целях контроля за целевым использованием финансовой помощи и займов представители доноров (прежде всего послы) должны ежемесячно встречаться в Каире с руководителем Сектора международного сотрудничества МИД АРЕ госминистром международного сотрудничества Ф.Абу Эн-Нагой.
Валютный кризис обозначил произошедшие за годы рыночных реформ структурные изменения в экономике.
1. Сформировался ориентированный на внешний рынок сектор товаров (производимых с использованием местных ресурсов) и услуг, включая туризм. Предприятия этого сектора в течение 2005г. находились на подъеме, и их удельный вес в ВВП увеличился до 17%.
2. Сохранился обеспечивающий социальную стабильность египетского общества сектор, объединяющий государственные предприятия, цены на продукцию и услуги которых прямо или косвенно субсидируются государством (энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт, пищевая промышленность и производство минеральных удобрений – всего: 15% – ВВП). Эта часть экономики работала в 2005г. стабильно и реализовала 9 млрд.ег.ф. (1,5 млрд.долл.) прямых и 30 млрд.ег.ф. (5 млрд.долл.) косвенных бюджетных субсидий. Функционировала госсистема бесплатного среднего и высшего образования. В связи с необходимостью поддержания достигнутого в пред.гг. уровня жизни (хотя и невысокого) правительство пошло на дополнительное финансирование сектора, и дефицит госбюджета АРЕ в 2005г. увеличился до 40 млрд.ег.ф. Отношение дефицита госбюджета к ВВП Египта в 2005г. оценивается в 7,4%. В соответствие с рекомендациями МВФ этот показатель не должен превышать 5%.
3. Образовался крупный частный, определяющий экономическое положение страны, сектор, предприятия которого работают на внутренний рынок, а также на экспорт, но используют в основном импортное сырье и комплектующие, (удельный вес в ВВП этих производств – 67%).
В 2005г. египетские власти широко использовали антидемпинговые процедуры для ограничения импорта в страну ряда товаров в целях регулирования внутреннего рынка и выравнивания торгового и платежного балансов. Высокие таможенные тарифы (20%) и антидемпинговые (40%) пошлины, которые действовали в Египте. по импорту проката черных металлов, явились одной из основных причин спада производства в металлургии и кризиса в строительстве.
В 2003г. экспортные цены на базе ФОБ на российские товары соответствовали уровню мировых цен и не могли рассматриваться египетской стороной как наносящие ущерб местным товаропроизводителям.
В Египте существует две концепции расчета внутреннего госдолга.
1. В сумму внутреннего госдолга включаются правительственная часть, в т.ч. задолженность правительства по ГКО, сальдо по расчетам правительства с банковской системой, задолженность правительства Национальному инвестиционному банку, и хозяйственная часть, в т.ч. задолженность государственных хозяйствующих субъектов Национальному инвестиционному банку и сальдо по расчетам государственных хозяйствующих субъектов с банковской системой.
2. В сумму внутреннего госдолга включаются внутренние долги правительства и государственных хозяйствующих субъектов, внутренний долг (нетто) Национального инвестиционного банка, то есть активы банка за вычетом задолженности правительства и государственных хозяйствующих субъектов этому банку.
При формировании внутреннего госдолга правительство исходит из того, что долгосрочные казначейские облигации и депозитарные расписки являются инструментом заимствования у физических и юридических лиц, в т.ч. банков и страховых компаний, на цели экономического развития, сдерживания инфляции и в случае войны для финансирования военных расходов. Долгосрочные казначейские облигации бывают в Египте трех видов: с погашением до 5 лет, от 5 до 20 лет и свыше 20 лет.
С начала рыночных реформ в Египте используются казначейские векселя – инструмент краткосрочного заимствования правительством денежных средств с условием погашения через 91, 182 и 364 дня. Правительство реализует казначейские векселя через фондовый рынок и торги со скидкой от 10 до 12% от номинала. При учете казначейских векселей выплачивается от 5 до 13,5% годовых. В конце 2003г. дисконт составлял 10%, а учет 3-месячных векселей производился под 6,893%, 6-месячных – 7,314% и годовых – 8,000%.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.