Рефераты. Интеграция России в мировую экономику p> • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально- сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов; достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР; долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками
России; формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов
Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Основные направления расширения участия России в международном разделении труда.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами.

Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели: повышение конкурентоспособности российской экономики; сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям.

Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).

Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).

Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию таких условий будет способствовать вступление России во
Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.

Четвертое направление - формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России.

Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота
Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта
(прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке
Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами
РФ.

На американском континенте важнейший торговый партнер России -
Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то, что американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением.

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и
Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, в том числе вооружения и военной техники.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший производственный и экономический потенциалы этого региона.

Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества.

На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию необходимости объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характера, определения приоритетов научных исследований и механизмов их реализации.

Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между отдельными, особенно развитыми, странами, их группировками. Примером тому является европейская программа «Эврика», призванная (ее инициаторами) противостоять экспансии США и Японии.

Объективный процесс интернационализации современной экономики определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации.
Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны определенные противоречия, требующие организационного, правового и экономического регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности отдельно взятого государства или группировки стран.

Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР,
Индия и др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих стран используются методы как директивного централизованного, так и индикативного планирования. Директивное планирование применяется с целью компенсации недостатков рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической модернизации традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной продукции, а также налоговых и таможенных льгот.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из важных элементов научно-технической политики страны, сохранения и наращивания российского научно-технического потенциала (НТП). В нашей стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер, содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит от состояния НТП.

Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед
Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно- технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.