Рефераты. Экономика Испании

Безработица в 2003г. составила 11% и остается одной из самых высоких в ЕС. Число зарегистрированных на биржах труда безработных к концу 2000г. составило 2 млн. 085 тыс. человек.[7] По оценкам, численность безработных, не зарегистрированных на бирже труда, составляет 1 млн. чел.

По данным одного из ведущих профсоюзных объединений Испании - UGT (Всеобщего союза трудящихся), уровень минимальной заработной платы в стране является одним из самых низких в ЕС и составляет 526 евро в месяц. В среднем по Евросоюзу минимальная заработная плата соответствует 1016 евро в месяц. По упомянутому показателю Испания занимает предпоследнее место в ЕС, опережая лишь Португалию.[8]

Во втором квартале 2003г. в Испании было создано 223,7 тыс. новых рабочих мест. Индекс деловой активности в сфере услуг (PMI services index) в Испании за ноябрь 57.5 (предыдущее значение 56.1).[9]

Наиболее высокий уровень жизни – в Мадриде, Каталонии, Балеарских островах (соответствует среднеевропейскому). Самый низкий доход на душу населения – 60% от среднеевропейского - в Эстремадуре, Сеуте и Мельилье. Ставка налога на прибыль – 35%, максимальная ставка подоходного налога – 56%.

С момента прихода к власти правительства Хосе Мария Аснара в 1996 году в экономике Испании было создано примерно 3 млн. новых рабочих мест, а уровень безработицы сократился почти наполовину до 11%. Рост занятости способствовал ускорению темпов экономического роста и повышению расходов потребителей, которые растут опережающими темпами по отношению к средним показателям по ЕС.

3.3 Туризм.

Туризм является в Испании самой крупной отраслью экономики, а его доля в размере ВВП составляет 12%. В тур отрасли занято около 2,6 млн. чел., что составляет более 10% всего активного населения. В 2000 г. Испанию посетили 59,8 млн. иностранцев. Нетто-доходы от тур бизнеса (т.е. сальдо движения капиталов, связанных с потоками туристов в Испанию и испанцев за рубеж) увеличились на 17%. В основном посещают туристы из стран ЕС (Франция, Германия, Италия и Англия), на них приходится 95% всех приезжающих в Испанию.

Хуан Коста также сообщил, что Испания вышла на второе место в мире после Франции по количеству иностранных туристов, опередив США, которые перешли на третье место после трагических событий 11 сентября.[10]

Однако в 2002 году отели Коста дель Соль принимали в день на 1 050 гостей меньше, чем в 2001 году. По данным, опубликованным Национальным статистическим институтом, за один года отели Коста дель Соль потеряли 282 434 клиента, что означает падение по сравнению с предыдущим годом на 2,5%. Ситуация по другим туристическим направлениям Испании еще более тревожная, в некоторых районах число туристов уменьшилось на 20%. Одна из основных причин - это так называемый "residential" туризм, то есть отдыхающие останавливаются в собственных домах или снимают частные квартиры или дома. Статистика также отмечает, что несколько снизилась продолжительность отдыха - на 0,2 дня по сравнению с предыдущим годом, что также сказывается на потерях отелей. В связи с вводом в строй новых отелей, средний уровень занятости отелей уменьшился еще значительней - на 2,3%. Одним из наиболее тревожащих фактов для гостиничной индустрии Коста дель Соль - трудности преодоления сезонного характера туризма, хотя в последние годы принимаются меры для развития зимнего туризма. Туристический совет Коста дель Соль объявил, что следующая рекламная кампания будет направлена на продвижение отдыха в низкий сезон, а также акцент будет делаться на культурные достопримечательности региона, в том числе на открытие в этом году Музея Пикассо, сообщает SUR.

4 Внешние экономические связи


В экономике сильные позиции занимают компании США, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии. Им принадлежит более 50% предприятий машиностроения и металлургии. Около 40% акционерного капитала приходится на долю 8 крупнейших испанских финансово-промышленных и банковских групп: Марчей, Фьерро, Уркихо, Гарригесов, Руис-Матеос и другие.

Из всего экспорта Испании на долю ЕвроСоюза приходится 70% (Франция 20%, Германия 18%, Италия 10%, Португалия 9%, Великобритания 8%), а на США - всего 4,4%. Доля экспорта во внутреннем валовом продукте в 1997 г. оценивается в 19,6%. Причем наблюдается тенденция ее постепенного роста. Например, в 1990 г. она составила 11,28%.

Внешнеторговый оборот в 1997 г. составил 226 млрд. долл. На душу населения приходилось 56,5 тыс. долл. объема внешней торговли.

Внешняя торговля оказывает большое влияние на платежный баланс страны. В 1996 г. доходы от внешней торговли составили 12,8% от объема всех поступлений.

В 1997 г. не удалось обеспечить сокращения отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, которое составило 2,6 трлн. песет. (18,34 млрд. долл.), при экспорте в сумме 15 трлн. песет (103,8 млрд. долл.) и импорте – 17,9 трлн. песет (122,2 млрд. долл.).

По сравнению с 1996 г. экспорт возрос на 18,1% и импорт – на 16,4%. Однако при обсчете по неизменным ценам оказывается, что темп роста экспорта составил 14,9%,а темп роста импорта – 11,4%.


Табл.. Внешняя торговля страны в 1998 и 1999 гг. (млрд. дол. США).

1998

1999

Экспорт

111,1

112,3

Импорт

132,3

137,5


На рост экспорта оказали влияние ситуация на потребительском рынке внутри страны и благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, а также падение цены песеты по отношению к доллару США и немецкой марке. Нехватка собственных сырьевых ресурсов, отсутствие добычи нефти и газа вынуждают Испанию ориентироваться на внешний рынок для удовлетворения импортных потребностей. В связи с этим доля энергетических товаров в общем объеме импорта колеблется в пределах от 8% до 11%, а доля других сырьевых товаров – от 4% до 6%.

По продовольственным товарам Испания традиционно являлась нетто-импортером. В 1996 г. на них приходилось 15% внешнеторгового оборота; впервые после 1988 г. экспорт этой группы товаров в 1996-97 гг. превысил их импорт.

Что касается изменений в импорте за 1997 г., то в наибольшей мере возросли поставки в Испанию судов, оборудования специального назначения, наземного транспорта, обуви, цветных металлов.

Импорт разделяется по странам следующим образом:  ЕС 65% (Франция 17%, Германия 15%, Италия 9%, Великобритания 8%, Бенилюкс 7%), США 6%, Япония 5%.

По объему товарооборота и удельному весу во внешней торговле Испании 1-е место по-прежнему занимает Франция, за ней следуют ФРГ, Италия, Португалия, Великобритания. Особенно возрос испанский экспорт в Италию (на 31,9%), Финляндию (на 56,6%), Португалию (на 24%). Темп роста испанского импорта из перечисленных стран не превышал 16,4%.

4.1 Инвестиции

В 1997 г. Испания активизировала свою инвестиционную деятельность, в первую очередь, за рубежом, что привело к росту капиталовложений на 59% по сравнению с 1996 годом и является самым большим ростом за всю историю. Этот процесс стал одной из основных особенностей развития испанской экономики в последние годы: 1995 г. – 2,9 млрд. долл.; 1996 г. – 9,7 млрд. долл.; 1997 г. – 13,6 млрд. долл.

Наиболее распространенным способом вывоза капитала стало приобретение испанскими предприятиями долей участия в капитале местных фирм. На такие операции в 1997 году приходилось 48% всего объема испанских инвестиций за рубежом. А на увеличение уже существующего участия испанских фирм в капитале зарубежных предприятий было направлено 45% всех инвестиций.

Наиболее динамично росли испанские внешние капиталовложения в финансовую сферу – на них приходилось 38% всех испанских инвестиций за рубежом. Характерной чертой в 1997 году стали значительные капиталовложения испанских фирм в промышленно-холдинговые компании, в частности, в области энергетики – 24% от всего объема зарубежных инвестиций в 1997 г., тогда как в 1996 г. они не достигали и 5%. На втором месте стоит сфера телекоммуникаций – 9%. Выросли инвестиции в некоторые отрасли обрабатывающей промышленности, такие как производство цемента, автомобилей, чугуна – они составили 8% от всего объема испанских инвестиций за рубежом.

Основная масса испанских капиталовложений направлялась в страны Латинской Америки. В 90-е гг. Испания занимала первое место среди западноевропейских стран по объему инвестиций в этот регион, обгоняя Великобританию, Германию и Францию. В 1997 г. 51% зарубежных инвестиций Испании были направлены в Латинскую Америку (в 1996 г. – 41%), при этом 16% приходилось на Бразилию и по 14% – на Аргентину и Чили. При этом основные средства вкладывались в банковскую сферу, энергетику и телекоммуникации. Испания осуществляет инвестиции в страны Латинской Америки не по традиционной схеме: вначале в стране появляются промышленные фирмы, затем подключаются банки для финансирования инвестиционной деятельности, а наоборот. Вначале в стране начинают действовать финансовые структуры, а затем появляются промышленные группы и фирмы.

В то же время испанские инвестиции в страны Европейского Союза продолжают снижаться. В 1997 г. на них приходилось всего 24% от общего объема испанских инвестиций за рубежом, тогда как в 1995 и 1996 гг. этот показатель составлял 30%, а в 1994 г. – 40%. Среди западноевропейских стран больше всего испанских капиталовложений было направлено в Нидерланды и Португалию – 6% и 7% соответственно, что объясняется благоприятным режимом для иностранных инвестиций, существующим в этих странах.

Особенно заметно было снижение испанских инвестиций в страны так называемого «налогового рая» – с 34,5% в 1995 г. до 14,4% в 1996 г. и 4% в 1997 г. Это объясняется изменениями в налоговом законодательстве самой Испании, которые лишили указанные страны их фискальных преимуществ для испанских инвесторов.

С 1996 г. испанские фирмы, инвестирующие капиталы за рубежом, освобождаются от уплаты налогов, если они уплатили их в стране вложения капитала. До 1996 г. это разрешалось только тем испанским инвесторам, которые работали в странах, с которыми у Испании были соглашения об избежании двойного налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.