Рефераты. Экономика Испании

Наконец, в-четвертых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,57с ВВП.

В июне 1994 г. была принята Программа экономической и финансовой конвергенции, предусматривающая достижение к 1997 г. целей Маастрихтского договора, а также широкомасштабную структурную перестройку экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Программа включала 14 взаимосвязанных мероприятии по перестройке системы управления и ее либерализации в сферах нефтяного бизнеса, телекоммуникаций, землепользования, финансов. Предусматривалось также дерегулирование сферы оказания профессиональных услуг, реформирование системы фискальных льгот при индивидуальном жилищном строительстве.

Кроме того, чтобы повысить эффективность управления государственным сектором, правительство взяло курс на организационную перестройку предприятий государственного сектора с одновременным пересмотром системы их субсидирования. В июле 1995 г. государственная холдинговая группа Института насиональ де индустрия (ИНИ'. в которую выходит основная масса государственных предприятии, была подвергнута второй за последние годы реорганизации. Ее основная задача - перевести часть малорентабельных государственных предприятий под крышу и под финансовое обеспечение рентабельных компаний ИНИ, в первую очередь действующих в нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.

Реструктуризация государственных предприятий позволила сократить бюджетные трансферы госсектору с 519 млрд песет в 1993 г. до 366 млрд в 1996-1997 гг. Одновременно продолжался и процесс приватизации целого ряда государственных компаний, в первую очередь ведущей нефтяной компании "Репсол" и компании "Аргентария" (финансово-кредитная сфера).

Для демонополизации деятельности телефонно-телеграфнои компании "Телефоника" правительство выдало лицензию на оказание услуг мобильно-телефонной связи другой компании. В 1998 г. ожидается проведение серьезных мероприятий по приватизации "Телефоники ' и дальнейшей либерализации услуг телефонно-телеграфнои связи страны. Об эффективности первого этапа приватизация этой компании свидетельствует тот факт, что продажа только \2'~с ее акций увеличила бюджетные поступления на 165 млрд песет (0,4'~с ВВП).

Денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью программы конвергенции. Ее цель - обеспечить финансовую координацию экономической политики правительства в строгом соответствии с задачами и приоритетными направлениями структурных преобразований, способствовать достижению ценовой и валютно-финансо-вой стабильности страны путем сокращения инфляции (до менее З^г”. измеряемой индексом потребительских цен. В качестве одной из предпосылок снижения темпов инфляции предполагалось достижение стабильности валютного курса песеты, слабость которой привела в нача-

ле 90-х годов к значительной нестабильности финансового, особенно валютного, рынка Испании.

В июне 1994 г. кортесы приняли закон о предоставлении автономия Банку Испании (со значительным опрежением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жесткой денежно-кредитной политики, усиления ее интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.

В 1992-1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнерства" при решении вопросов заработной платы, условии труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма, за сче-которой правительству удалось увеличить занятость населения почти н^ 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масс„ рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.

Социальные реформы правительства предусматривали введение б лее жесткого контроля за системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор. Ожидается, чт данные реформы станут лишь первым этапом в дальнейшем реформиг. -вании национальной социальной системы. По мнению экспертов ОЭСР ее эффективное проведение позволит Испании увеличить темпы прир. :-та ВВП в будущем пятилетии по меньшей мере на 2-3% ежегодно.

В течение 1997 и 1998 годов уже можно говорить о новой модели экономического роста, которая позволила сделать совместимыми восстановление экономики с существенными достижениями в контроле над основными дисбалансами в экономической системе. В 1998 г. экономический рост достиг 3,8%, практически превысив на один процент средний показатель для крупных европейских государств.

Табл. 6. ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг. (№15, раздел «Испания»)

                        

1998

1999

ВНП (в млн. дол. США).

555 244

551 560

ВВП (в млн. дол. США).

553 230

562 245

ВНП на душу населения (в дол. США)

14 100

14 000


В 1998 г. окончательно оформилась эта модель роста и восстановления экономики: по официальным прогнозам рост ВВП составит 3,8%, а дефицит бюджета будет на уровне 1,9% (меньше, чем предусмотрено Программой Конвергенции).

Табл. 7. Рост ВВП страны в 1990 - 1996 гг. (в процентах от ВВП в процентах к предыдущему году) (№15, раздел «Испания»)



1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

ВВП

3,7

2,3

0,7

-1,2

2,2

2,7

2,3

Сельское хозяйство и рыболовство

3,1

-0,3

-1,4

-0,4

-10,1

13,2

25,7

Промышленность

3,8

1,7

-1,2

-3,7

3,9

5,2

-0,7

Строительство

10,2

3,0

-5,4

-5,5

1,6

6,7

-3,2

Услуги

4,0

2,7

2,1

0,8

2,2

2,7

2,9

Рыночные

3,1

2,1

1,8

0,9

2,9

2,9

3,4

Нерыночные

6,8

4,8

3,0

0,8

0,3

2,1

1,2


Проводимая экономическая политика покоится на двух основных опорах. С одной стороны, это формирование бюджета, в основе которого сокращение дефицита, что достигается за счёт жесткого контроля за расходной его частью; с другой - амбициозная программа либерализации экономики и приватизация, имеющая главной целью сделать экономику страны более конкурентоспособной и придать динамизм частному сектору.

Наличие больших средств финансирования по низкой цене явилось одной из причин, которые способствовали массовому выходу испанских предпринимателей на внешние рынки; так, в 1997 г. испанские инвестиции за рубежом составили 4 тыс. млрд. песет, в то время, как только за первые десять месяцев 1998 г. этот показатель достиг уже 6200 млрд. Эти инвестиции, в свою очередь, становятся настоящим мотором для нового экспорта.

Политическая и общественная стабильность также явились важным фактором в достижении обозначенных экономических показателей. Поддержка ведущих националистических политических сил государственного бюджета и общественный консенсус между профсоюзами и предпринимателями в том, что касается коллективных договоров и трудовых отношений, также стали факторами, оказавшими решающую помощь в осуществлении процесса конвергенции и обеспечившими стабильность, необходимую для достижения экономического роста.

2.3 Испания в новом столетии

Испания крупная экономически развитая страна на юге Европы, занимающая территорию в 504782 км2. Денежная единица Испании с 1 января 2002г. – евро. Столица – Мадрид. Глава государства – король Хуан Карлос I. Председатель правительства – Хосе Мария Аснар Лопес. С 1995г. входит в состав Европейского Союза. Но все еще остаются актуальными три главные проблемы, с которыми предстоит бороться экономике Испании: высокий уровень безработицы (почти 23%), инфляция и большие долги страны. Одна из главных проблем - занятость молодежи: каждый третий в возрасте до 20 лет не может найти работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.