К сожалению, воздействие PR-кампании на массовое сознание, если она носит манипулирующий характер, в том числе и в шоу-бизнесе, может сопровождаться дисфункциональными эффектами:
1. Наркотизирующий эффект (в основном при воздействии ТВ). Человек получает с экрана суррогатные события. В результате человек теряет активность. Эффект типичен для нашего времени в молодежной среде.
2. Эффект "приватизации". Человек получает много гнетущей, печальной информации. Например, реакция на чеченские события часто делала людей равнодушными. Эта информация была на грани шока, была невыносима.
3. Эффект "замедленного действия". Сильный раздражитель, содержащий не популярную идею, срабатывает не сразу.
4. Эффект "спящий". Человек, воспринимающий информацию, быстрее забывает источник, чем саму информацию.
5. Эффект "бумеранга". Вызывание эффекта противоположного желаемому. Демонстрация антинаркотического фильма вызвала рост наркомании. Это пример парадокса российской ментальности.
6. Эффект насыщения. Подобен тому, как если долго держать монетку на ладони, то перестаешь ее чувствовать. Эффект ярко проявляется в эмоциональных группах в период социальных потрясений.
7. Эффект "Реактанс". Если человек, понимая, что на него воздействуют, реагирует протестом. У него нет своей позиции, он ее не сформировал, но он не хочет принять и ту, которую ему навязывают.
Манипуляция восприятием - процесс очень сложный. Его нельзя всегда однозначно рассматривать как насилие над людьми - субъектами восприятия.
Целью любой манипуляции восприятием является изменение чьего-либо поведения путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. По сути дела, в ходе манипуляции вступают во взаимодействие система образов "манипулятора":
1) образ объекта манипуляции, который предполагается создать в результате манипуляции;
2) система образов, носителем которой в настоящий момент является объект манипуляции.
Заключение
В результате проведенной в рамках дипломной работы информационно-поисковой и аналитической работы можно утверждать, что современный российский шоу-бизнес - это, прежде всего, коммерческая отрасль по созданию и распространению массовых зрелищ или представлений, воздействующих на человеческие органы чувств, направленная на быстрое продвижение товаров и услуг политического, интеллектуального или художественного характера. При этом услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории.
До конца 80-х годов прошлого столетия на территории бывшего СССР понятия шоу-бизнеса не существовало как такового, однако сфера культуры уже в советский период времени была широко втянута в PR-кампании, существовали и использовались PR-технологии в различных сферах и, прежде всего, в сфере идеологии и политики.
Основной особенностью сегодняшнего развития русского шоу-бизнеса заключается в отсутствии действенного механизма авторского права. Любой успешный исполнитель в России продолжает постоянно находиться под пристальным вниманием аудиопиратов.
В силу особенностей применения и целей проводимых кампаний PR-технологии условно разделяются на:
· политические;
· торговые;
· .массовой культуры
PR-деятельность в шоу-бизнесе в России сегодня - это, прежде всего, создание имиджа и паблик рилейшнз с отдельными оговорками можно рассматривать как специально налаженную систему создания имиджа, влияния на общественное сознание, управления им, налаживания связей между обществом и организациями из мира шоу-бизнеса, между обществом и СМИ, продвижение личности, услуги или компании, целенаправленное, продуманное создание образа приводящего к позитивному результату. При этом стихийное формирование имиджа может дать негативный эффект, поскольку сильно влияние стереотипов. Как показывают исследования психологов, стереотипы Стереотип - это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение - отношение людей к себе, каналам информации, продвигаемым объектам. оказывают существенное влияние на принятие человеком тех или иных решений[]. Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно. Поэтому наиболее удачные имиджи строятся на двусторонних связях личности и ее целевых групп.
Одним из самых ответственных моментов в PR-кампаниях являются каналы коммуникации. Даже самое лучшее сообщение, адресованное тщательно выверенной целевой аудитории, может не оказать никакого эффекта вследствие того, что оно попросту не было получено или пошло по тем каналам. Здесь особое место занимает телевидение, которое по масштабам и силе воздействия на аудитории пока не имеет себе равных.
В результате изучения опыта успешных звезд шоу-бизнеса следует отметить, что необычное, эпатирующее поведение в шоу-бизнесе - широко распространенное явление, привлекающее максимальное внимание аудитории. Современный этап скандального поведения отличается превращением эпатажа в устойчивую характеристику, как социальной жизни, так и массовой культуры.
В шоу-бизнесе иногда применяются манипуляции восприятием, целью которых является изменение поведения целевой аудитории путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. Воздействие PR-кампании на массовое сознание, если оно носит манипулирующий характер, к сожалению, может иметь отрицательные последствия в виде дисфункциональных эффектов в психике человека.
1. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительного искусства. - М.: Классика-XXI, 2003
2. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Издательство «Феникс» - Ростов-на-Дону, 1998
3. Борисов Б. - «Технологии рекламы и PR. Учебное пособие» - М.: Издательско-Торговый Дом «Гранд» «Фаир-пресс». 2001
4. Бычихин Д. Новый российский пиар с большими перспективами // Русский журнал. - 2001. - 3 марта
5. Готовцев Л. И. Правда о шоу-бизнесе. - М.: Рипол Классик, 2004
6. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия // Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России - www.cjes.ru/lib
7. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. - СПб.: Нева, 2004
8. Жданова Е.И., Иванова С.В., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003
9. Знаменская И. С. Шоу-бизнес. Учебно-методическое пособие. ТГПИ, - Таганрог, 2000
10. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф.. Настольная энциклопедия Public Relations. - СПб: Питер, 1999
11. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: «Алгоритм», 2000
12. Килошенко М. Психология моды: теоретические и прикладные аспекты. -- М.: Речь, 2001
13. Коновалов А.В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса. - СПб.: Питер, 2005
14. Королько В. - «Основы паблик рилейшенз». «Рефл-бук Ваклер» - М.:2001
15. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004
16. Музыкант В. - «Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции политике» - М.: Армада-пресс. 2001
17. Ньюсом Д., Ван Слейк Терк Д., Крукеберг Д.. - «Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз. Седьмое издание». Москва. ИздательскийДом Инфра -М, 2002
18. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000
19. Панасов И.В. Шоу-бизнес. - М.: ЭКСМО, 2004
20. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? - М., 2000
21. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2000
22. Слободянюк Э. PеRсональный имидж. Имиджмейкинг в системе public relations // Зеркало рекламы, 2004, № 5
23. Словарь рекламных терминов // http://www.glossary.ru
24. Словарь рекламных терминов // http://www.danbelousov.ru
25. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2000
26. Хачатурян А. В. Шоу-бизнес как явление современной социальной жизни. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. к.ф.н. - Ростов на Дону, 2003
27. Цитаты о Public Relations (PR) // «Триз-Шанс». - www.triz-chance.ru
28. Щебет Д. А. Манипулятивные основы политической рекламы // Политжурнал. - 2003. - № 3. - С. 17
29. Яроцкий Ю. - Звездоделы - КоммерсантЪ, № 46, 2000. С. 34-36 http://www.zoro.ru
30. РR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. - М.: ИМИДЖ-Контакт, 2001
Приложение 1
Александр Хинштейн хочет отобрать у Ксении Собчак "блатной" номер ее BMW X5 время публикации: 26 октября 2005 г., 16:00
последнее обновление: 26 октября 2005 г., 16:18
Популярная телеведущая Ксения Собчак снова оказалась в центре скандала. Известный своими громкими заявлениями депутат Госдумы Александр Хинштейн направил запрос начальнику ДОБДД МВД России Виктору Кирьянову о проверке законности использования Ксенией Собчак "блатного" автомобильного номера.
Хинштейн ссылается на статью в "Комсомольской правде", где утверждается, что Собчак имеет в личном пользовании автомобиль BMW X5, на котором установлен особый государственный регистрационный знак (ОГРЗ) "А 117 АМ ФЛ". В публикации сообщается, что "государственный номер девушке подарили". Между тем, отмечает Хинштейн, в соответствии с постановлением Правительства РФ регистрационные знаки серии "АМ" устанавливаются исключительно на автотранспортные средства, находящиеся в личной собственности у членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Передача либо передоверие транспортных средств с такими знаками третьим лицам запрещена, сообщает "Росбалт".
"В этой связи прошу провести проверку изложенных сведений, а также сообщить мне, за кем именно из указанной категории лиц закреплен ОГРЗ "А 117 АМ ФЛ", - говорится в запросе депутата. - В случае подтверждения указанных в публикации сведений, прошу изъять незаконно используемый регистрационный знак, а также принять меры к наказанию лиц, незаконно передавших автомобиль с установленным ОГРЗ гражданке Собчак".
Далее ситуация, по мнению Хинштейна, будет развиваться так, сообщает NewsInfo. "Гражданку Собчак остановит наряд Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Думаю, что произойдет это в районе Триумфальной арки, где обычно ставятся рейды. Отберут у нее номерные знаки, составят протокол, изымут водительское удостоверение, а на того депутата или члена Совета Федерации, за кем закреплен этот номер, направят материал либо в адрес Грызлова, либо в адрес Миронова", - сказал Хинштейн.
По сведениям Авто.ru, номера типа ААМ (как у Ксении Собчак) могут получить только депутаты ГД и члены СФ (Людмила Нарусова, мать Ксении Собчак, - сенатор СФ). Частное лицо может неофициально купить эти номера за примерно 15-20 тысяч долларов в год.
"Машину с российским флагом вместо цифр региона ни один инспектор ДПС никогда не остановит, - ранее рассказал "Новым Известиям" президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Потому что по закону на них могут передвигаться лишь члены депутатского корпуса и правительства. Но на практике в машине с таким номером могут ездить и бандиты. Стоит этот своеобразный пропуск от 50 до 70 тысяч долларов. Некоторые депутаты даже сдают свои номера в аренду на какое-то время. Хотя кроме них этими номерами никто пользоваться не имеет права".
Впрочем, никакого наказания депутат, передавший номер или свою машину другому лицу, не понесет. "Например, остановили машину с депутатским номером, а депутата в ней нет. Но как только приедет сам депутат, автомобиль тут же отпустят, - говорит Виктор Похмелкин. - Да и вообще бороться с этими явлениями практически невозможно. У нас была оперативная информация, что по Москве посторонние лица ездят на "шестисотом" с номерами, зарегистрированными за одним из депутатов от фракции КПРФ. Но доказать, что внутри находился не народный избранник, мы не могли, и прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело".
Ксения Собчак уже неоднократно оказывалась в центре громких скандалов. Так в конце мая ряд депутатов комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы потребовали закрыть телепроект "Дом-2: построй свою любовь" на телеканале ТНТ и привлечь ведущую этой программы Ксению Собчак к уголовной ответственности за сутенерство.
Столичные парламентарии высказали мнение, что данное "реалити-шоу эксплуатирует интерес к сексу и наносит вред нравственному развитию молодежи", и обвинили Собчак в "организации занятий проституцией", "сводничестве", "сутенерстве" и "коммерческой сексуальной эксплуатации людей". Депутаты написали письмо генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, в котором потребовали закрыть реалити-шоу.
Приложение 3
Телеведущая Ксения Собчак приехала 6 декабря в "Олимпийский" за час до начала концерта "Дома-2".
На служебном входе Ксения демонстративно заявила охраннику, потребовавшему у нее удостоверение, что документы показывать не станет. Охранник даже ответить ничего не успел - Собчак уже прошла через рамки, где ее встречали организаторы. Но инцидент это подпортил знаменитости настроение, да так, что следующий охранник, попытавшийся воспрепятствовать проходу ведущей, получил сполна.
Свою жертву Ксения повстречала на входе за кулисы. Охранник попросил девушку показать "проходку", на что Собчак, разозлившись, закричала: "Вы что? Не видите кто я? Я - Ксения Собчак! Я ведущая!" Охранник попытался возразить, мол, ему все равно кто - без документа - не положено. И вот тут теледива рассвирепела: она схватила бэдж, с груди охранника, смяла его и швырнула в сторону. Пока парень удивлялся такой смелости, Ксения беспрепятственно прошла за кулисы. "Представляете, какая наглость! - жаловался потом охранник. - Прошла она, а следом за ней еще человек десять ее свиты!" Совсем скоро телеведущая появилась на сцене - нужно было прорепетировать некоторые моменты концерта. Первым делом Ксения объявила в микрофон, что задержалась из-за нерадивого охранника, и тут же назвала имя и фамилию несчастного. Конечно, провинившемуся тут же сильно влетело за допущенную бдительность от начальства. А Ксения, похоже, осталась довольна местью. Но это был не единственный скандал, который устроила Ксения. Всем посетившим концерт "Дома-2" на долго запомнится ее откровенное поведение на сцене. Когда настало время разыгрывать среди зрителей скутеры, как было задумано организаторами, Ксения Собчак и Ксения Бородина стали расхваливать призы. Ведущие наперебой перечисляли достоинства скутеров - все для того, чтобы зрители не стеснялись и присылали смс на заветный номер. Для пущей рекламы Ксения даже села на скутер и, эротично отклонившись, сказала: "Вот такой, натертый мною, скутер достанется победителю!" Причем до конца концерта Ксения еще несколько раз вспомнила про "натертый ею скутер", призывая отправлять смс-сообщения.
2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12