Рефераты. Маркетинговое исследования рынка сыроваренной продукции

До 2003 года все укра-инские переработчики должны перейти на заго-товку молока по новому стандарту. Некоторые за-воды уже летом перестали закупать сырье, не соответ-ствующее ДСТУ. Другие переработчики введут огра-ничения по закупке молока к концу осени.

Сельхозпроизводители недовольны новым стан-дартом. Они считают, что из-за этого снизятся заку-почные цены (так оно, скорее всего, и произойдет, но подешевеет лишь неконди-ционное молоко). А если сырье, не соответствующее требованиям, никто не бу-дет покупать, то коров при-дется вырезать, сетуют фер-меры. Старый ГОСТ требовал фиксировать следующие качественные параметры закупаемого молока: кис-лотность, жирность и плотность. Новый вводит в этот перечень еще один показатель -- содержание белка (он, собственно, и определяет основную пи-тательную ценность моло-ка). Но для того чтобы со-держание белка в молоке достигало 3%, как требует ДСТУ, надо полноценно кормить коров. Чтобы обеспечить скотину каче-ственным "харчем", кре-стьянам придется пойти на дополнительные расходы. И это при том, что сегодня производство молока в стране и без того убыточ-но. В 2000 году рентабель-ность производства молока составляла минус 6%, 2001-м - минус 1,2%.

2.2 АНАЛИЗ РЫНКА СЫРА

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

В последнее время торговцы отмечают благоприятные из-менения. Прежде всего, ос-новное сырье для производ-ства сыра -- молоко -- пе-рестало быть дефицитом да-же в зимний период Соот-ветственно, и у производи-телей, и у торговцев появи-лась возможность наращи-вать объемы производства и продаж сыра, расширять его ассортимент, что они с ус-пехом и делают. К тому же с ростом благосостояния населения места для сыра в потребительской корзине стало больше. В 2001 году было продано 82-84 тыс.т сыра (в том числе брынзы), что на 33-35% больше, чем в 2000 году. За восемь месяцев нынешнего года, по оценкам торговцев и данным Госком-стата, реализовано 67-68 тыс.т сыра, что на 28-30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. От-радно также, что сезонный спад в продажах сыра ста-новится все менее резким (опять же, в связи с тем, что молока -- залейся) Напом-ним: два-три года назад продажи сыра летом сокра-щались на 30-40%, естест-венно, резко падали и цены. В зимний период оптовики умоляли: "Дайте сыр!", а летом взывали уже произво-дители: "Возьмите сыр!". Строить долгосрочные пла-ны и партнерские отноше-ния было крайне трудно. Сейчас же продажи летом уменьшаются примерно на 20-25%, что способствует упорядочиванию сбытовых структур и активному разви-тию рынка.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ИМПОРТНЫЙ ТОВАР

Основной оборот торгов-цам сырами по-прежнему обеспечивает отечественная продукция. Более того, на протяжении 2001/02 марке-тингового года продажи им-портных сыров сократились примерно вдвое и, по мнению операторов, составляют не более 10% (примерно 9 тыс.т) в общем объеме реализации сыров.

Сокращение продаж им-портной продукции про-изошло по нескольким при-чинам:

* во-первых, отечествен-ным предприятиям уда-лось наладить выпуск сы-ров, аналогичных импорт ным (например, "Гауда", "Эдам", "Дуплет", "Мра-морный");

* во-вторых, улучшилось качество отечественного сыра, он стал конкуриро-вать с импортным не только по цене;

* в-третьих, усилился, по данным операторов, тамо-женный контроль на грани-це Украины.

А по мнению импортеров, при существующих тамо-женных пошлинах ввозить сыр средней и дешевой це-новых групп легальным пу-тем нецелесообразно. Такой -- официально растаможен-ный -- сыр в рознице будет стоить не менее 40 грн., и вряд ли найдутся желающие его приобрести.

Поэтому "черный" или "се-рый" сыр обеспечивает не менее 80% общего объема реализации импортной про-дукции (см. табл.2).

Львиную долю в продажах импортной продукции -- 80-85% -- составляет поль-ский сыр, закупочная цена которого не превышает $2,5 за 1 кг и именно его им-портеры стараются "огра-дить" от таможенного оформления.

Кстати, не способствовал продажам импортных сыров и отказ некоторых рознич-ных продавцов торговать продукцией, не имеющей сертификата соответствия и прочих сопроводительных документов. Хотя, по утвер-ждению некоторых торгов-цев, нынешним летом по-ставщики польского сыра начали предоставлять необ-ходимые документы. Так это или нет -- проверить сложно. По данным офици-альной статистики, в тече-ние семи месяцев этого года из Польши ввозились толь-ко свежие сыры (изготов-ленные без вызревания).

Несмотря на сокращение продаж импортных сыров, вряд ли в ближайшее время они полностью исчезнут с ук-раинского рынка. По данным маркетологов, повышенным потребительским спросом пользуются крупнопористые сыры, например "Радомер", "Маасдамер". А отечествен-ные заводы только предпри-нимают первые попытки вы-пуска подобной продукции. И пока, по оценкам большинст-ва торговцев, безуспешно.

Позиции же дорогих не-мецких и французских сы-ров ("Маасдамер", "Эмменталер", "Рокфор", "Камамбер", "Бри" с плесенью и т.д.) и вовсе непоколебимы. Спрос на них с ростом по-купательной способности только увеличивается И хо-тя отечественные произво-дители пытаются выпускать сыры, подобные вышена-званным, пока их продук-ция имеет мало общих с оригинальными импортны-ми сырами свойств.

СЫРЬЁ

Надои растут, качество молока -- нет и никакими антибиотика-ми эту ситуацию пока не изменить.

В 2001 году производи-тели всех категорий хо-зяйств надоили 13,4 млн. т молока, это на 6,1% больше, чем в 2000 году (12,7 млн. т). Украинские молокоперерабатывающие предприятия до 70% сырья закупают на частных подворьях (а есть такие заводы, которые закупают у населения 90% (Потребляемого молока). Но с учетом нового ДСТУ, перспектив у такой формы за-купок становится все мень-ше. Качество молока, пред-лагаемого фермерскими хо-зяйствами, стабильно выше, чем у частников, тем более что закупать сырье в круп-ных хозяйствах удобнее. Но беда в том, что поголовье там постепенно сокращает-ся, а проективность не по-вышается Да и цены на "частное" молоко на 15-20% ниже, чем на "фермерское". Но чем больше молока на переработку поступает из

частного сектора, тем хуже в среднем его качество. Что-бы уберечь сырье от элементарного скисания и увеличить объем продаж, хит-рая на выдумку сельская голь, добавляет в молоко левомицетин.

Методика микробиоло-гического анализа сырья, применяемая почти на всех перерабатывающих заводах, сегодня не предусматривает проверку молока на наличие в нем антибиотиков. Поэтому часто на переработку идет "антисептическое" мо-локо... А это категорически неприемлемо для технологии сбраживания: кисломо-лочные, как и прочие бакте-рии, в антибиотической среде просто-напросто гиб-нут. Для производства 1 кг сыра необходимо 10-11 кг молока. Как утверждают специалисты, из всего про-изводимого в Украине мо-лока только 10-15% пригодно для сыров.

В Европе для изготовле-ния сыров используют мо-локо I класса с допустимой бактериальной обсемененностью 30-100 тыс. на 1 куб.см.

Отечественное же сыропригодное молоко долж-но содержать хотя бы от 300 тыс. до 500 тыс. бакте-рий в 1 мл и до 3% белка (по новому ДСТУ это мо-локо I сорта).

В 2001 году средняя за-купочная цена на молоко составляла 0,6-0,61 грн. за 1 л. В январе 2002 года 1 л молока стоил 0,82-0,84 грн., к лету цены снизи-лись почти в два раза.

Специалисты объясняют это возросшей конкуренци-ей на сырьевом рынке, а также сезонным характером производства молока. Сей-час заготовители приобрета-ют молоко уже по 0,6-0,65 грн.

К зиме молочники про-гнозируют традиционный рост цен на сырьё.

СБЫТ

В 2001-2002 гг. отноше-ния между производителями сыров и оптовиками начали изменяться.

Буквально до недавнего времени ведущую партию на рынке сыров исполнял производитель Крупных производителей, стабильно выпускающих качествен-ную продукцию, было не-много -- 15-20 (а всего сы-ры выпускало около 100 за-водов) И на их товар было много претендентов Суще-ственное же снижение экс-порта сухого обезжиренно-го молока в РФ и падение цен на него, а также ликви-дация дефицита молока в 2001-2002 гг подвигли молокоперерабатывающие за-воды к активному произ-водству сыров Кроме того, многие заводы задействова-ли свои мощности по выпу-ску сыра на "полную ка-тушку" В результате, по данным официальной стати-стики, в 2001 году в Украине сыры производили более 350 предприятий. Вследствие че-го на рынке усилилась кон-куренция, и производители начали усиленно искать компании, которые могли бы грамотно и эффективно продвигать их продукцию

В свою очередь и круп-ные оптовые компании, устав от сезонных свистоплясок, сопровождавших закупки сыра, стали актив-но вкладывать деньги в производство, контроли-ровать качество выпуска своего завода Возможно, именно они и иницииро-вали расширение ассорти-мента продукции конкрет-ного производителя

Сейчас отечественные за-воды во всю присваивают оп-товикам звания дистрибуто-ров, дилеров, создают торго-вые дома, представительства и т.д. Но жестких требова-ний к тому, чтобы дистри-бутор торговал только их ассортиментом пока не предъявляют, резонно по-лагая, что их ассортимент (хотя он и расширился до 8-12 наименований), все еще слишком узок для оп-товиков, ре говоря уже о рознице. Также никто из производителей за столь короткий срок не успел со-здать развернутую сеть сбыта по всей Украине

Тем не менее с развити-ем дистрибуции и при на-личии стабильной сырье-вой базы перед торговца-ми уже не так остро стоит проблема, у кого купить товар зимой. А производи-тели уже не столь озадаче-ны поиском клиентов в летнее время

И все же пока далеко не все производители горят желанием делиться своей прибылью с торговцами и стараются по привычке продвигать продукцию на-прямую в розницу. По мнению оптовиков, заво-дам нецелесообразно взваливать на себя расхо-ды по развитию прямых продаж Тем более что сейчас конкурировать с оп-

* во-первых, у крупных оптовиков ассортимент сыров гораздо шире как правило, он включает до 40-50 наименований про-дукции более 10 произво-дителей (раньше редко у какой компании ассорти-мент сыров превышал 20 видов),

* во-вторых, оптовые торговцы оперативнее вы-полняют заявки клиентов и доставляют товар в роз-ницу

Отметим, что сейчас и производители, и крупные оптовики будут стараться избавиться от лишних по-средников. Кстати, многие оптовые компании предпо-читают продвигать продук-цию в другие регионы через свои филиалы. Поскольку некоторые дилеры не все-гда обеспечивают огово-ренные объемы продаж продукции и своевремен-ные платежи

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.