Рефераты. Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии

Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред-приятия.[2]

Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.

Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери-альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет-ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ-ко применяется экономико-математическое мо-делирование. Распространенным при этом явля-ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден-ций функционирования исследуемого объекта.

Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор-мативные модели предполагают целенаправлен-ную деятельность. Дескриптивные модели объяс-няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо-мических процессов, целесообразно ограничить-ся умением искусственно воспроизводить (ими-тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ-ций покупательского спроса.

В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по-требители, осуществляя выбор товаров при ус-тановленных ценах и имеющихся доходах, а так-же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво-рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию

№ 5

Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет-ворения своих потребностей с учетом ограниче-ний по доходу. Простая модель поведения по-требителей (целевая функция потребления) имеет вид

U(Y) max,

PYD,

Y0.

Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал-гебраическое выражение спроса, представлен-ное в общем виде или с использованием числен-ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун-кцией спроса.

На макроуровне в прогнозных исследовани-ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани-мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи-ки. Макроэкономическая функция потреби-тельского спроса показывает зависимость объе-ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат-косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского

спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не-изменных (негибких, жестких) ценах в краткос-рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.

наиболее адекватно отражающая про-цесс потребления является степенная функция:

Yi= № 6

Из данной функции можно получить фор-мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цен. В частности, коэффици-ент эластичности спроса на i-й товар в зависи-мости от дохода, отражающий, на сколько про-центов изменится спрос на i-й товар при увели-чении дохода на 1%, имеет вид:

№ 7

Другой важнейший показатель - коэффици-ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то-вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид

№ 8

Функция покупательского спроса, предло-женная Шалановым, использовалась для перво-го варианта расчетов. Для второго варианта рас-четов была выбрана степенная мультипликатив-ная функция покупательского спроса, которая имеет вид

, № 9

где а, а1, а2….-- неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи-меньших квадратов.

Коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цены рассчитываем по форму-лам: . № 10

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й

товар на 1%: № 11

Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак-терных для потребления населением области.

В результате расчетов была получена следу-ющая функция покупательского спроса по ва-рианту 1:

где у. - отобранные для исследования товарные груп-пы.

Из данной формулы были выведены функ-ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.

Аналогично были построены функции по-купательского спроса для каждой группы това-ров по варианту 2.

Например, функция покупательского спро-са для картофеля выглядит следующим образом:

Коэффициент детерминации, множествен-ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]

Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе-рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).

Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области

Товарная группа

Вариант 1

Вариант 2

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Мясо

-1,01

0,02

-0,32

0,26

Картофель

-1,09

0,04

-0,12

Рыба

-1,00

0,30

0,12

Молочные продукты

-0,85

-0,04

-0,01

Масло растительное

-0,96

0,14

0,06

Сахар

-1,01

0,09

-0,12

Овощи

-0,99

0,01

-0,50

Хлеб

-0,13

0,57

0,02

Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)

Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-101

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.