Рефераты. Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра экономики и управления на предприятии торговли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика отрасли (торговли)

специальность

080502-Экономика и управление на предприятии

(в торговле)

Тема: Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.

Выполнил: Проверил:

Студент группы ЭУ-052 к.э.н., доцент

Рашкин Максим Сяглова Юлия

Владиславович Владимировна

Кемерово 2007г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения……………………………………………………………………4

1.1 Предложение товаров и его связь с потребительским спросом…………7

1.2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9

1.3 Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии………………16

2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………....................29

Заключение……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы………………………………………….…38

Введение

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса - купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на ко-нечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой дея-тельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулиро-вания рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.

Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

Таким образом изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое предприятие.

Задачи работы определить наиболее важные аспекты изучения спроса и предложения для торгового предприятия ориентирующегося на покупателя в конкретном регионе.

Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб-ности -- это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по-требности людей, например в обуви определенной модели, опре-деленного цвета и т. п. -- недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по-требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос -- это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос -- это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни-ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован-ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из-расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос-венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос -- это спрос на укрупненные группы товаров, на-пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос -- это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито-риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при-меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изме-нений доходов и цен на товары;

6)прочие факторы: национальные, географические, климати-ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб-ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч-тений потребителей относительно определенных товаров реша-ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повы-шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и добро-качественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи-циенты эластичности спроса.

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч-ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее -- соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРОСОМ

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до-ставлена на него.

Предложение и спрос -- две противостоящие друг другу и вза-имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):

П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре-зультатом не только излишнего производства или импорта това-ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире-нием платежеспособного спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровожда-ется резким изменением соотношения между предложением и спро-сом -- переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее -- такое пре-вышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового по-требления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на рынке за определенный период вре-мени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источ-ников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реали-зации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:

Зн = пс = ср = зк № 1

Отсюда:

Пс = Ср + Зк - Зн или Пс = Ср ± A3,

где A3 = Зк - Зн.

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения. Основными источниками формирования товарного предложе-ния в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона -- местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соот-ношение указанных источников зависит от уровня развития про-изводства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития то-варного предложения определяются масштабами и динамикой раз-вития платежеспособного спроса населения и одновременно вы-ступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.

1.3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Прогнозирование и регулирование емкости рынка предполага-ет выявление и анализ закономерностей развития спроса и пред-ложения товаров, под которым понимаются устойчивые, постоян-но повторяющиеся тенденции в их развитии.

В развивающейся экономике сложились следующие закономер-ности развития спроса:

* рост общего объема потребления и спроса на товары;

* улучшение структуры потребительского спроса;

* сближение уровней и структур потребления и спроса насе-ления различных регионов страны и отдельных групп насе-ления.

Первую закономерность -- динамику и масштаб развития об-щего объема реализованного спроса принято выражать показате-лями объема продаж товаров и услуг относительно показателей:

* валового национального продукта или валового внутреннего продукта;

* национального дохода;

* денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса свя-зана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

* высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

* высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

* высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

* высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

* постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

* расширение и обновление ассортимента, повышение ка-чества товаров и торговых услуг.

В динамике предложения товаров на потребительском рынке России к концу 90-х годов обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов отечественного производства товаров;

2) значительный рост уровня импортизации товарного предло-жения;

3) снижение качества реализуемых товаров.

Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс производства и потребления основных продуктов, довести госу-дарственный заказ до регионов на поставку этих продуктов в фе-деральный фонд. А на объемы продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, реко-мендуется ввести квоты на импорт. Такая схема формирования резерва Правительства РФ по важнейшим продовольственным, социально значимым товарам и лекарственным средствам, а также их импорту на IV кв. 1998 г. и I кв. 1999 г. была предусмотрена в постановлении Правительства «О мерах по стабилизации потре-бительского рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г.

Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессив-ные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что выход из экономи-ческих кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки оте-чественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.

Прогнозирование спроса -- это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом пе-риоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения. Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:

* подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;

* разработку гипотезы о предполагаемых социально-экономи-ческих условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

* расчет прогноза на перспективу;

* оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.

На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз-витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации являются:

* отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;

* данные выборочных обследований бюджетов домашних хо-зяйств, проводимые статистическими органами;

* данные о динамике цен на потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими орга-нами выборочных наблюдений за ценами;

* данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;

* нормы рационального потребления основных продовольст-венных и непродовольственных товаров.

Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро-вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров-ня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс. домохозяйств на всей террито-рии России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наиме-нованиям потребительских товаров и услуг.[1]

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

* ориентация выборочного обследования на средний слой на-селения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объ-еме продаж;

* существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки ука-занных отклонений по данным статистики розничного товарообо-рота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректи-ровки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребитель-ского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

Создание эффективного информационного обеспечения функ-ционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной про-граммой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998--2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической от-четности и статистических наблюдений применяются для обобща-ющих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред-ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об-щие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:

* рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре-бительского спроса;

* будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

* умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

*развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра-щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол-няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру-ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой -- отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По-этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина-мику потребительского спроса:

* роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

* роста денежных доходов и расходов населения;

* изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,

* изменения численности населения, его социально-экономи-ческой и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель-ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про-гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле-довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор-мирующих основные тенденции его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер-минированности и неопределенности его будущего развития, по-стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про-гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель-ского спроса в прогнозируемом периоде.

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре-бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно-зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1--2 года), среднесрочным (на 3--5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест-венных изменений в действии основных факторов спроса не про-исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про-гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

* прогноз общего объема платежеспособного спроса;

* прогноз макроструктуры спроса;

* прогноз спроса на отдельные товары;

* прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на-селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо-делирования динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп-ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров -- в разрезе товаров растительного и животного проис-хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста-бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- методов экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон-дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ-водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- на основе норм рационального по-требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз-личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло-жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель-ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде-ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.

В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо-дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла-тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:

ЕР=(EP/Iц)-EP №2

гдеЕР -- изменение емкости рынка вследствие изменения уровня

цен на товары, руб.;

ЕР -- емкость рынка за определенный период, руб.;

Iц -- индекс цен на товары за указанный период.

В зависимости от масштабов рынка различают:

* общую емкость рынка страны или региона;

* емкость рынка какой-либо группы товаров;

* емкость рынка фирмы, компании.

Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова-ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например

ЕР= П - Э + И, №3

где П -- объем производства товаров в стране, руб.; Э -- объем экспорта товаров, руб.;

И -- объем импорта товаров, руб.

Емкость рынка определенного региона определяется суммиро-ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).

Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе-ления. В этом балансе отражается движение той части националь-ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй -- обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба-ланса его денежных доходов и расходов.

Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.

ПФ= №4

где ПФ -- покупательные фонды населения, руб.;

ДД, -- денежные доходы населения по статье руб.;

ДРу -- денежные расходы населения руб.

Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:

ПТМ = ПФ ± Пр,

где Пр -- сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи-тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).

Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас-ходов над доходами отражают:

*ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;

*изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе-ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то-варно-дефицитной экономике.

Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру-емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.

Второй источник емкости рынка региона -- возможные покупки товаров приезжим населением -- прогнозируется на основе выбо-рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди-намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]

Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде-лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник -- возможные покупки товаров местным населением -- может быть определен как методом прямого счета на основе ба-ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти-ческого моделирования их динамики за последние годы.

Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]

Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет-ся категория «потребительский спрос».

Спрос -- это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.

Спрос населения на потребительском рынке определяется по-требностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характе-ризует платежеспособные потребности населения в товарах и услу-гах личного потребления.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос -- это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби-телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи-востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то-вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу-гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене-нием цен на товары или услуги.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос-тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло-виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из-менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту-пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас-смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на-значению -- одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро-спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди-ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж-чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства -- страны, республики, эконо-мического региона, края, области, города и т.д.

По первому признаку классификации микроспрос -- это спрос на отдельные разновидности товаров.

По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне от-дельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто-му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон-кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

месторасположение предприятия;

тип предприятия и его специализация;

организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

качество товаров и предлагаемых услуг;

уровень цен;

наличие рекламы;

перечень предлагаемых дополнительных услуг;

другие.[4]

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, -- это состав и характер потребителей.

Микроспрос каждого предприятия отражает специфику опре-деленного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.

Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация мик-роспроса см. приложении 3.

Повседневный спрос -- это спрос, который предъявляется практи-чески ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос -- предъявляется через определенные пе-риоды (обувь, одежда и т.п.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к слу-чаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной инфор-мации, покупок других людей -- родственников, знакомых (обыч-но это недорогие товары массового спроса -- парфюмерия, хозяй-ственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

Действительный (потенциальный) спрос -- это объем спроса населе-ния во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значитель-ной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точ-ки зрения микроспроса это -- потенциально возможный объем спро-са населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.

Реализованный спрос -- это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если пред-ложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу насе-ления. В этом случае часть действительного (потенциального) спро-са не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Неудовлетворенный спрос -- это спрос, оставшийся нереализо-ванным из-за отсутствия необходимого товара по различным при-чинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос -- это разница между действительным (потенциальным) спро-сом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

явный -- когда покупатель имеет определенную сумму денег,
но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно-
стью данного вида спроса является то, что он действительно пред-
ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж-
ных товаров и услуг будет удовлетворена;

скрытый -- проявляется при покупке товара или услуги, ко-
торые не являются полноценными заменителями отсутствующего
товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями
взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;

отложенный -- существующий, но как бы отложенный на
время спрос по различным причинам, например, в случае необхо-
димости накопления определенной суммы денег для приобретения
конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара
или услуги к конкретному событию и т.п.

Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахожде-ния и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос -- это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

Первичный (начальный) спрос -- это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену -- это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или мораль-но устаревает.

Дополнительный спрос -- это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

Формирующийся спрос -- это спрос на новые, незнакомые то-вары и услуги.

Интенсивный спрос -- это спрос, возрастающий высокими тем-пами (новые, а также высококачественные товары и услуги).

Стабилизировавшийся спрос -- это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.).

Угасающий спрос -- это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизо-ры с черно-белым изображением и т.п.).

Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.

Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорож-ными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления макси-мального микроспроса на товары и услуги.

Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль централь-ных магистралей города, входят в зону проявления повышенного мик-роспроса на товары и услуги.

В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона.

Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдален-ных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги.

Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выде-лить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдель-но и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание являет-ся индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спро-се, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы тор-гового предприятия и осуществляться весь процесс реализации то-варов и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производствен-но-торгового процесса каждого предприятия.[4]

Методы изучения микроспроса

Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать осно-вой для организации и текущего управления хозяйственной дея-тельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспече-ния процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не са-моцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совер-шенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупа-телей, возможно только на основе подробного изучения микро-спроса на конкретном предприятии.

При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже от-дельных товаров;

микроспрос должен изучаться относительно не только совокуп-ного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В преде-лах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7]

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

I этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач,
объема и характера опроса.

II этап. Разработка целевых и программных вопросов. ,

этап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

этап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча-
тельная редакция вопросов.

Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводя-щих опрос.

VI этап. Обработка полученной информации.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения реп-резентативных результатов необходимо опросить примерно 1500-- 2000 человек.

Полученная информация о микроспро-се должна быть обработана и использована на предприятии. Ис-пользование обработанной информации может преследовать следу-ющие цели:

определение оптимальной концепции развития предприятия;

разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности;

совершенствование организации торгово-технологического про-цесса;

повышение уровня обслуживания покупателей;

выработка ценовой стратегии на товары и услуги;

выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;

прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий.

Основными задачами предприятия по изучению микроспроса являются:

организация и обеспечение постоянного учета информации,
позволяющей всесторонне охарактеризовать локальный спрос на
товары и услуги;

заключение договоров и организация снабжения предприя-тия товарами, соответствующими объему и структуре микроспроса
с учетом временного (сезонного) фактора;

накопление, обобщение и систематизация информации о
спросе с целью использования данных для прогнозирования и пла-нирования объема продажи товаров на различные периоды време-ни (Приложение таблица № 3) .

В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематич-но представлен на рис.1.

2

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.