Фронт-офис представляет собой так называемую кассовую программу для обслуживания POS-терминалов.
Бэк-офис - это, собственно, торговая система, которая обеспечивает поддерживание ассортимента, заказов, управление ценами. Фактически торговая система должна вести два учета: для бухгалтерии и для менеджеров. И разбирать, соответственно, большое количество коллизий, которые при этом возникают, поскольку есть товары, которые не облагаются НДС, организации, являющиеся неплательщиками НДС и т. п.
В Украине сложилась следующая схема компьютерной торговли. Основу электронной системы для магазинов составляют сервер базы данных, кассовый сервер и конечные терминалы, обслуживающие покупателей. В роли таких терминалов могут выступать обычные кассовые аппараты (с подключенным сканером штрих-кодов), специальные кассовые компьютеры (имеющие небольшой монитор, клавиатуру и устройство для печати чеков) и даже обычные ПК с подключенными кассовыми аппаратами, выполняющими роль фискальных принтеров. При продаже конкретного товара запрос от терминала поступает на кассовый сервер. Как правило, он представляет собой компьютер с инсталлированной программой по обслуживанию запросов от касс. Он вносит в базу данных запись о продаже и выдает на кассу ответ, разрешающий данную продажу. В зависимости от функциональных возможностей системы, кассовый сервер может выполнять ряд проверок по базе данных (например, проверить наличие нужного количества товара, взять из базы данных цену и т. д.). Сервер базы данных - это компьютер с установленной на нем самой базой данных и, возможно, набором специальных программ, обслуживающих ее. Завершенность системе придает рабочее место оператора - ПК с клиентской частью информационной системы. На нем ведется товарный учет, т. е. постановка товара на приход, изменение цены на товар, просмотр оперативной информации об остатках товаров. На практике часто совмещают кассовый сервер и сервер базы данных или сервер базы данных и рабочую станцию, в зависимости от особенностей конкретной системы.
Небольшой магазин самообслуживания с достаточно высокой пропускной способностью может ограничиться: одним мощным ПК в качестве сервера базы данных и кассового сервера (два в одном), компьютером для рабочего места оператора с клиентской частью информационной системы, источниками бесперебойного питания для сервера и кассовых аппаратов, принтером и собственно кассовыми аппаратами. Для повышения эффективности работы кассиров желательно оборудовать их рабочие места сканерами штрих-кодов.
4. Организация складского хозяйства предприятия
Основными задачами складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного процесса;
- отгрузка готовой продукции.
Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т. д.
Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.
Обязательным элементом современного склада является компьютерная система, в которой для складского учета и движения хранимых объектов применяется разнообразное ПО. Его можно разделить на несколько типов:
- Простые. Как правило, такие программы используются в небольших организациях, где складской учет ведется на 1-2 рабочих места (Торговый Склад (разработчик Компьютер-Сервис), Win-Склад-4 (Фолио), Торговля и склад (ДИЦ), 1С:Торговля и склад (1С), SLS-склад, Офис-Склад-Магазин (VVS) и др.);
- Полнофункциональные. Характерной чертой этих программ является возможность автоматизировать складской учет и всю торгово-закупочную деятельность организации. Они рассчитаны на работу в локальной сети с числом рабочих мест в несколько десятков ПК (1С:Торговля и Склад (1С), \WinСклад (Фолио), Торговля и склад (ДИЦ), Учет-SV (Бизнес Консалтинг Групп), Оборот+ (Равновесие-Медиа), соответствующие подистемы Парус, Инфин, БЭСТ, Галактика и др.);
- Крупные. Эти автоматизированные системы позволяют работать со многими распределенными складами, наличием нескольких бухгалтерий в составе холдинга, а также использованием промышленных СУБД. В качестве представителей можно назвать ЛокОФФИС (разработчик Локис), Гепард (Эйс), Домино (Софт-Вест), ABACUS Financial (Омега) и др.
- Специализированные. Ориентированные на отдельные узкоспециализированные отраслевые схемы складирования, например Промышленный склад (разработчик Компьютер Сервис), ФармСклад.
5.Обзор некоторых программ для торговли и склада
5.1 1С: Торговля и Склад
Типовая конфигурация Торговля и Склад (www.lc.ru) предназначена для автоматизации учета в торговых организациях оптово-розничной торговли. Конфигурация поддерживает все наиболее распространенные операции, связанные с закупкой, хранением и продажей товара. Данная конфигурация входит в комплект поставки следующих версий: однопользовательская, сетевая, сетевая для SQL, комплексная поставка конфигураций. Эта программа обеспечивает:
- учет по нескольким фирмам в одной базе данных;
- учет наличия и движения товаров;
- учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями;
- возможность групповой обработки товарного состава и списка контрагентов;
- возможность ведения различных аналитических признаков (категорий) товаров, контрагентов и цен;
- автоматизацию процесса ценообразования на основе ценовых категорий (категории цен: розничные, оптовые, мелкооптовые и т. д.);
- продажу наборов товаров;
- розничную торговлю с возможностью подключения электронных кассовых аппаратов и другого торгового оборудования;
- учет возвратов товаров;
- автоматическое формирование налоговых документов;
- автоматическое формирование и передача проводок в «1С:Бух-галтерию»;
- учет товарных запасов;
- партионный учет товаров;
- ценообразование;
- консигнационную торговлю;
- отчеты (анализ прибыльности товаров, привлекательность покупателей, планирование закупок товаров на основе анализа продаж за прошлые периоды, минимального остатка и зарезервированного товара, остатки и движения товаров, остатки и движения партий товаров, анализ консигнационной торговли и другие отчеты).
5.2 БЭСТ-4 Магазин
Программа БЭСТ-4 МАГАЗИН (www.bestnet.ru) автоматизирует работу торгового зала с различными электронными кассовыми аппаратами и POS-терминалами. Чеки выбиваются на основании электронных прайс-листов, в которых отражены все необходимые характеристики товара. Эта программа отличается развитыми функциями учета движения товаров на складе и в торговом зале, обеспечивает работу со счетами-фактурами и автоматическое формирование книг закупок и продаж ТМЦ, партионный учет и продажу товаров комплектами.
БЭСТ-4 Магазин обеспечивает оперативный количественно-суммовой учет на протяжении всего цикла товародвижения. При этом оперативный учет тесно переплетается с бухгалтерским учетом.
Компьютерный учет на базе программного комплекса БЭСТ-4 Магазин опирается на данные первичных документов. Технология, заложенная в системе, предполагает количественный учет продаж с помощью интеллектуальных кассовых аппаратов.
Поступление товаров оформляется вводом документа оприходования. Если штрих-код производителя отсутствует, в системе формируется внутренний код, которым затем маркируется весь поступивший товар. При подготовке документа автоматически производится расчет прейскурантной цены, вычисляемой от цены поставщика с учетом торговой наценки или обратный расчет торговой наценки. Программа контролирует полученную торговую наценку, при выходе ее за установленные границы автоматически выставляется требование переоценки.
После оприходования товара БЭСТ-4 Магазин обеспечивает выполнение операций по его подготовке к продаже. В их число входит печать этикеток со штрих-кодами для товара, поступившего без маркировки, и ценников, подготовка и выдача справочника товаров на электронные весы для расфасовки перед подачей в торговый зал и справочника товаров на кассы.
В систему также могут вводиться документы списания, перемещения между секциями, возврата товара поставщику или от покупателей. Специальная операция «Закрытие рабочего дня» запрещает исправления в документах после закрытия товарного отчета.
Программа БЭСТ-4 Магазин поддерживает взаимодействие с кассами, сканерами, весами и термопринтерами. С помощью товарных блоков программы можно получить разнообразные отчеты по закупкам, запасом, продажам. Это позволяет оценить качество работы торгового предприятия и, следовательно, строить грамотную ассортиментную и ценовую политику.
Дополнением к системе БЭСТ-4 Магазин является программа БЭСТ-АНАЛИЗ - информационно-аналитическая система, созданная специально для руководителей торгового предприятия.
5.3 Гепард
Программный комплекс Гепард (Windows) (www.gepard.ru) предназначена для комплексной автоматизации различных видов торговой деятельности. Существует два варианта поставки: для розничной и оптовой торговли.
В состав комплекса в настоящее время входят модули:
- Администратор комплекса. Настройка параметров комплекса, установка паролей и прав доступа пользователей;
- Товарный склад. Ведение складских операций, отслеживание движения товара по партийно и по операционно со списанием по методам FIFO или LIFO. Предусмотрены стандартные отчетные ведомости: Товарный отчет, Сальдовая ведомость, Оборотная ведомость и др.;
- Отдел продаж. Оформление счетов, ведение информации по клиентам и счетам с отслеживанием оплаты, отпуска или возврата по счетам. Операции продажи со склада и по прайс-листу. Получение отчетов по продажам;
- Прайс-листы. Предназначен для создания, хранения и качественной печати прайс-листов. Может печатать на различные принтеры в локальной сети, в том числе и на сетевой, может печатать в шаблон внутреннего отчета (Report) и MS Excel;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5