Рефераты. Анализ конкурентоспособности ВУЗа

Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратеги.

Основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности представлены на рис. 1.

Рис. 1. Стратегии обеспечения конкурентоспособности См.: Томас Й. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента, проблемы теории и практики управления.- 2005. - С. 86.

Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой.

Третий тип фирм строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах - специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево.

Четвертый тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по дешевым ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева.

Естественно, не обязательно придерживаться только одной, некогда выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности. Освоив выпуск одного-двух изделий, доступных широкому кругу небогатых покупателей, можно начать подготовку к освоению другой стратегии. Путь расширения своего ассортимента, сохраняя все столь же низкие цены, оправдывающие не особенно высокий уровень качества приведет к стратегии ориентации на издержки, которая позволит резко увеличить и объемы реализации, и суммы получаемой прибыли (при довольно умеренной рентабельности, т.е. не слишком - то высоком отношении этой прибыли к сумме вложенных вами в дело собственных и заемных средств).

Если не расширять ассортимент, а все доходы направить на повышение качества своих товаров, то этот путь приведет к стратегии выборочной специализации. Этот путь может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.

Таким образом, конкурентные преимущества малых и средних предприятий, на наш взгляд, кроются в постоянном совершенствовании бизнес-процесса при эффективном использовании и распределении ресурсов. Причем, рынок заставляет предпринимателей производить продукт/услугу с целью максимально удовлетворения своих потребителей, повышения уровня их лояльности и увеличения доли постоянных клиентов. В связи с этим, стратегию достижения конкурентоспособности для малых и средних предприятий мы предлагаем рассматривать в виде комплексной трехшаговой стратегии совершенствования бизнес-процесса, направленной на удержание и, по возможности, увеличение числа постоянных клиентов компании (рис.2.).

Рис. 2. Трехшаговая стратегия достижения конкурентоспособности См.: Русинов Ф., Журавлев А. Конкурентоспособность: образование, информационный потенциал, принятие управленческих решений. - М., 2003. - С. 22.

Шаг 1: Тотальное управление качеством (TQM) - совершенствование при помощи цикла PDCA каждого этапа бизнес-процесса. - Охватывает всю деятельность организации.

Шаг 2: Бенчмаркинг - заимствование процессов у конкурентов и эталонных компаний. - Применяется для улучшения стандартного процесса в случаях, когда внутренние и внешние ограничения позволяют внедрить сторонний процесс, изменив его в соответствии с требованиями вашего предприятия.

Шаг 3: Аутсорсинг - покупка процесса у сторонней организации. - Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса собственными силами или применение бенчмаркинга превышают стоимость услуг внешней организации. См.: Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. - М., 2002. - С. 89.

Основные особенности конкурентоспособности Вуза будут изложены в следующем параграфе.

1.2. Особенности конкурентоспособности Вуза

Вуз - это оказание образовательных услуг, основной деятельностью которого является учебная и внеучебная деятельность. К деятельности Вуза относятся такие составляющие как:

- учебная деятельность;

- методическая деятельность;

- научная деятельность;

- управленческая деятельность;

- маркетинговая деятельность;

- экономическая деятельность;

- хозяйственная деятельность;

- ремонто-строительная деятельность

- и др.

Организацию деятельности Вуза обеспечивают:

- администрация;

- профессорско-преподавательский состав;

- научные работники вуза;

- административно-хозяйственный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- производственный персонал;

- учебно-вспомогательный персонал;

- иной персонал вуза.

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого. См.: Куярова Л.Я., Пономарев И.П. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса/ / Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2004. - С. 19.

По мнению автора, особенности конкурентоспособности вуза проявляются в следующем:

- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала вуза по всем стадиям жизненного цикла образовательной услуги;

- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза;

- в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза.

В России практически отсутствуют исследования по проблемам конкурентоспособности вуза.

Конкурентоспособность Вуза обеспечивается:

- Конкурентоспособностью студентов

- Конкурентоспособностью выпускников;

- Уровнем профессорско-преподавательского состава;

- Методическими средствами обучения;

- Научными средствами обучения;

- Техническими средствами обучения;

- Наличием собственны основных средств (Учебные и вспомогательные корпуса, оборудование);

- Наличием собственной библиотеки;

- Наличием лекционных аудиторий;

- и др.

Особенности изменения конкуренции между вузами проявляются в следующем:

1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих вузов;

2) конкуренция усиливается, когда крупные вузы присоединяют другой вуз и принимают решительные меры по выводу его в ведущие;

3) конкуренция сильна, когда спрос на услуги растет медленно;

4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают вуз на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;

5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной услуги на другие невелики;

6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько вузов не удовлетворены своей долей рынка;

7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;

9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии вузов различаются в значительной мере и открыты большинству.

Анализ конкурентоспособности основывается на маркетинговых исследованиях, соблюдении нормативных показателей и информации внутреннего характера.

Позиции вузов на рынке неразрывно связаны с изучением конкурентоспособности предоставляемых ими услуг.

Более прочные позиции на рынке займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки (brand name). Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.

Важно то, что конкурентоспособность образовательной программы определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Все показатели услуги, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не повышающие ценности услуги в конкретных условиях. То есть показатели образовательных услуг, отражающие ее эффект для производителя, часто не имеют значения для потребителя. Потребителя интересуют лишь потребительские свойства, каким бы путем они ни были достигнуты. См. : Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2004. - С. 99.

В данной работе будет рассмотрена конкурентоспособность дополнительных услуг внеучебной деятельностью.

Современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью в вузе, обосновывают необходимость организованной внеучебной деятельности с точки зрения интересов и потребностей ее участников. Перспективы функционирования и развития системы внеучебной деятельности в вузе в современных условиях видятся в реализации следующих мер:

- поиск новых форм и направлений внеучебной деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенческой молодежи в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;

- создание Центра и системы социального мониторинга интересов и динамики проблем студенческой жизни;

- совершенствование системы информирования студентов (в том числе оборудование ярких информационных стендов в учебных корпусах, оптимизация системы радиовещания, издание общевузовской газеты);

- создание службы психологической поддержки студентов, консультативной помощи; активизация работы по социальной защите студентов, соблюдению их прав и льгот;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.