Рефераты. Духовная культура древних германцев

По сообщениям Тацита, древние германцы также славили порожденного землей бога Туистона Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 328. (возможно, бог неба, поскольку именно небо выступает обычно в роли одного из демиургов в большинстве религий; кроме того, похожий сюжет мы находим в древнегреческой мифологии, в мифе о рождении Геей (Землей) Урана (Неба)) Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996..

Интересен миф о гибели прекрасного Бальдера - бога весны и плодородия - от коварного излого Локи; по наущению последнего Бальдер был убит стрелой, сделанной из безобидной ветки омелы. Ассоциации с древнегреческим Адонисом, шумерским Думмузум, древнеегипетским Осирисом очевидны. Однако Дж. Фрэзер истолковывает этот миф более глубоко: как знак связи культа плодородия с почитанием дуба и его паразита - омелы, в которой будто бы магически заключена жизнь демона плодородия. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

Конечно, здесь мы упомянули далеко не о всех богах и охарактеризовали далеко не все космогонические мифы, а только самые характерные для древних германцах. Однако и на основании сказанного можно заключить, что религия древних германцев имела много общего с другими религиями древнего мира, что, несомненно, объясняется их общими индоевропейскими корнями.

§4. ЖРЕЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях». Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне, VI, 21. СПб., 1998.

По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что, по мнению С. А. Токарева, свидетельствует о сильных пережитках матриархата. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 223.

Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 7 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 340.

Однако и при Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни германцев была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний». Там же, 8. С. 340 - 341.

С. А. Токарев указывает, что определенные пережитки матриархата в жречестве сохранилось в таком специфическом обычае, как переодевание жрецов племени наганарвалов в женскую одежду (это явление трансвестизма, связанное с женским шаманство, как пережиток матриархата известен еще у ряда народов, например, Сибири и Северной Америки). Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 224.

В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 3 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 338.

Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе.

Жестоки были и жертвоприошения: в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных, а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 225.

Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи.

ГЛАВА III. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

§1. УСТНАЯ И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА

«В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…», Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 338. - пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних германцев.

Конечно, древние германцы знали такую специфическую письменность, как руническую - сначала она имела чисто магический характер, но в III - IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии. Всемирная история. Т. 2. С. 789.

Тацит сообщает также, что «… некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границе Германии с Рецией» Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 3 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. (правда, по мнению комментатора, речь идет по всей видимости, о надписях на кельтском языке, так как кельты пользовались греческим алфавитом Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 631.).

Таким образом, определенные зачатки письменности древним германцам были известны. Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.

Трудность изучения литературных этих памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периоды их возникновения и полноценного бытования.

Необходимо заметить, что обычно героический эпос у древних германцев тесно срастается с мифологией. Однако в «Старшей Эдде», наиболее полном и художественном собрании германской поэтической мифологии, песни о героях довольно четко отделяются от песней о богах. Тем не менее в ряде существенных моментов граница между мифом и эпоом германцев оказывается расплывчатой или вовсе исчезает. Прежде всего обращает на себя внимание тенденция возводить роды германских и скандинавских королей и знати к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англосаксонских королевских династий), Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979. С. 8 - 9. что, впрочем, находит параллели у других народов (например, древних греков и римлян).

Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемы кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).

Для стиля древнегерманской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой - нередко затрудняет понимание. Немало в не1 традиционности выражений, характерной для фольклора - повторяющихся формул, словесных клише и т. д.

Стиль песен германцев - это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно, еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в Исландии. Сущность этой формы стихосложения - в аллитерации, в регулярном повторении начального звука основы в слогах, несущих смысловое ударение. Стеблин-Каменский М. И. «Старшая Эдда» // Старшая Эдда. М. - Л., 1963. С. 186 - 189.

Характерно для древнегерманской поэзии компактность, лаконизм, стремительность - при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир, который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце». Там же. С. 181.

Итак, устная и песенная культура древних германцев оставила нам памятники, которые, несмотря на искажения последующих эпох, отражают не только эпоху викингов, когда они преимущественно и были записаны, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда варварские германские племена столкнулись с Римом и на его развалинах основывали свои первые государства.

Отразились в этих памятниках также и некоторые мифы и той еще гораздо более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность, то есть языковая общность большинства европейских (и ряда азиатских) народов.

§2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

Правда, Тацит сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею». Там же.

Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.

Интересно, что и сам Тацит буквально через несколько строк сам себе противоречит, говоря, что «германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор монеты старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой»: Там же. А. С. Бобович уверен, что речь идет о так называемых серратах и бигатах - древних серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетахсодержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 632.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.