Рефераты. Духовная культура древних германцев

Духовная культура древних германцев

3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Религиозные воззрения древних германцев 8

§1. Картина мира 8

§2. Архаические пережитки в религии 11

§3. Пантеон богов 12

§4. Жреческая организация 15

Глава II. Культура древних германцев 17

§1. Устная и песенная культура 17

§2. Художественная культура 19

Заключение 24

Список источников и литературы 26

Примечания 28

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

История древних германцев - история этноса, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы. Однако некоторые аспекты его истории до сих пор исследованы недостаточно. Это, в частности, относится к духовной культуре древних германцев. Несмотря на наличие источников («Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита, «Естественная история» Плиния Старшего), духовная культура древнегерманских племен изучена недостаточно, чем и объясняется актуальность нашей темы.

Главными источниками являются сочинения Тацита («Анналы» Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 7 - 312. и, прежде всего, «О происхождении германцев и местоположении германцев» Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 - 356.), а также «Записки о галльской войне» Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне. СПб., 1998. Юлия Цезаря. Эти источники дают богатый материал о расселении, хозяйстве, занятиях, обычаях, верованиях древних германцев, однако необходимо заметить, что работа с этими источниками требует критического подхода, поскольку зачастую источники противоречат друг другу.

Так, противоречия находятся даже в сочинениях одного и того же автора - Тацит: он то идеализирует древних германцев, то акцентирует внимание на их «варварских» чертах. Иногда в одной работе он пишет о том, что такой-то факт имеет место, а другой - что ничего подобного нет (типичный пример - вопрос о серебряных рудниках в Германии, о чем будет детальнее сказано в третьей главе).

Больше всего проблем с источниками возникает при изучении религиозных воззрений древних германцев.

Так, С. А. Токарев называет следующие источники изучения древнегерманской религии:

археологические памятники;

сообщения классических римских и греческих писателей;

данные средневековой христианской литературы - церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр.;

средневековые скандинавские сборники - Эдды: Старшая, или Поэтическая (X - XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или прозаическая (XII - XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат;

новейшие пережитки древней религии в виде народны поверий и обычаев, описанных в этнографической литературе. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 216.

Из источников, нам доступным и дающим сведения о религии древних германцев, мы использовали, помимо «Младшей Эдды» Младшая Эдда. Л., 1970. и «Старшей Эдды», Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963. «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне. а также «Анналы» и «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.. Однако у этих источников есть свои недостатки. Так, М. А. Коган, автор главы о древнегерманских племенах в «Очерках истории Германии с древнейших времен до 1918 года», Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959. считает, что и Цезарь, и Тацит пишут о религии германских племен неточно и неверно. Оба римлянина называют богов германцев римскими именами, «безнадежно преградив этим путь исследователям». Там же. С. 10.

На наш взгляд, Тацит, как и Гай Юлий Цезарь, называет германских богов латинскими именами для удобства читателей. Дело в том, что в Древнем Риме религия была достаточно толерантна, и, многочисленный пантеон богов постоянно пополнялся - то за счет обожествления каких-либо императоров (а то и их родственников, как, например, четырехмесячной дочери Нерона), то за счет «заимствования» богов из других пантеонов, как, например, азиатской Кибелы. Религия Древнего Рима. М., 1989.

Некоторые боги, которым уже были аналоги в древнеримском пантеоне, не заимствовались, и в исторических или географических сочинениях «переводились», чтобы для римского читателя было ясно, о каком боге идет речь.

Таким образом, исследователю, чтобы понять, о каком боге говорит Тацит и какое значение имел этот бог для древних германцев, необходимо знать античную мифологию и уметь находить мифологические параллели. При этих условиях религиозные воззрения древних германцев предстают более четко.

Что касается религии скандинавов, известных нам из Эдды и ряда других источников, то, по мнению М. А. Когана, она не совсем адекватна религии древних германцев, и отражает иные социальные отношения. В Эдде божества скандинавов сведены в пантеон, в иерархическую систему, тогда как конкретные племена древних германцев имели своих локальных богов и свои племенные культы. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959. С. 10.

А. С. Токарев согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле». Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 216.

Однако, в отличие от М. А. Когана, А. С. Токарев считает, что именно у скандинавов сохранилась дольше всего исконная, самобытная религия древнегерманских племен, поскольку они стояли в стороне от влияния кельтов и римлян, а позже - христиан, в отличие от южных и особенно юго-западных - прирейнских и придунайских - племен. Там же.

Таким образом, для того, чтобы проанализировать религиозные воззрения древних германцев, необходимо использовать широкий круг литературы по религиям других индоевропейских народов, чтобы иметь возможность обоснованно проводить соответствующие мифологические параллели. Именно этим объясняется внесение в список литературы таких названий, как «Греческая мифология» И. Г. Гусмана, Гусманов И. Г. Греческая мифология. М., 1998. «Легенды и мифы Древней Греции» А. Н. Куна, Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996. «Мифы древней Индии», Мифы древней Индии. М., 2000. «Религия древнего Рима», Религия Древнего Рима. М., 1989. «Мифы народов мира». Мифы народов мира. Т. 1.М., 2001.

Особенно примечательна и может вызвать недоумение работа С. Щепановская (Семиры) и В. Веташа «Астрология и мифология»: Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998. конечно, очень многие положения этой книги с наукой имеют мало общего. Тем не менее необходимо отдать ее авторам должное: научный аппарат работы находится на должном уровне, работа по обобщению мифологии народов мира и профеению мифологических параллелей проведена тщательная и глубокая; единственное, что вызывает сомнения - выводы, которые авторы строят на основе вполне серьезных научных выкладок, так как связаны с такой малоисследованной и полной домыслов и мифов областью, как астрономия.

Кроме того, необходимо упомянуть еще о двух работах, которые помогли в изучении устной и песенной культуры древних германцев: это «Эдда» и сага» А. Я. Гуревича Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979. и «Западноевропейский эпос». Западноевропейский эпос. Л., 1977.

Книга А. Я. Гуревича вводит читателя в мир древнескандинавского мифа и эпоса; в центре внимания автора - трактовка героев в песнях «Эдды» и сагах.

«Западноевропейский эпос» - работа более общего характера, она охватывает больший хронологический период и большее число проблем, в том числе и интересующую нас проблему устной и песенной культуры древних германцев.

Таким образом, видно, что по отдельным проблемам духовной культуры древних германцев существуют отдельные работы; однако не имеется в отечественной историографии обобщающего исследования по данной проблеме.

Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы - изучить духовную культуру древних германцев.

Для реализации этой цели задачи поставлены следующие:

1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен;

2) исследовать религиозные воззрения древних германцев;

3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.

Работа построена по проблемному принципу и состоит из двух глав: первая посвящена краткому очерку общего развития древнегерманских племен (хотя это и не относится к непосредственной цели нашей работы, но без этого будет сложно оценить уровень духовной культуры германцев); вторая посвящена непосредственно духовной культуре древних германцев.

ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

§1. КАРТИНА МИРА

Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания.

Главным источником можно считать «Прорицание вёльвы» - саму знаменитую из песен «Старшей Эдды». Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963. С. 9 - 15. Хотя она и была создана в Х веке нашей эры, в эпоху, переломную между язычеством и христианством, Западноевропейский эпос. Л., 1977. тем не менее отражает многие представления древних германцев о мироздании, которые бытовали еще в первых веках нашей эры и даже раньше - учитывая обилие параллелей с индоарийской мифологией.

К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» - ясене Иггдрасиле, мировом дереве Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963. С. 9 - 15. (мировой дерево, ось мира - общая для многих индоарийских народов вертикальная мифологическая доминанта Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.