Рефераты. Запорожская Сечь - козацкое государство

Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, пол-кового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглав-лял всю систему управления и был постоянно действующим органом. Генеральный уряд избирался Войсковой радой. Возглавлял Гене-ральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верхов-ный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал уни-версалы -- нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнитель-ным и судебным органом государства. Кроме гетмана в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельны-ми отраслями управления. Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорун-жий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войс-ка и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Вой-ска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по от-ношению к полковым и сотенным судам. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства. Перечисленные государственные лица составляли Раду генераль-ной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую раду.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах. Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпи-ровали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятель-ность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная адми-нистрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотен-ная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятель-ности, следует полагать, были положены традиции и обычное право. [1, с. 173-175]

В 1648 -- 1654 гг. происходили поиски новых форм и методов ведения хозяйства. События тех времен имели значительное влияние на последующее социально-экономическое развитие края. Даже в источниках XVIII ст. с характерные примеры ссылки украинских чиновников всех рангов, в частности судей, на порядки («новые обычаи»), основанные Богданом Хмельницким. Была введена собственная монета. [5, с. 41]

С освобождением Украины от польско-шляхетской власти и со-зданием самостоятельного государства ее финансовая политика полу-чила суверенный характер. Если в 1648 г. все налоги в украинских зем-лях направлялись в казну Речи Посполитой, то отныне -- в сокровищ-ницу (казну) Войска Запорожского, которая становится общегосудар-ственной казной. Налогами и казной заведовал генеральный подскар-бий, который входил в Генеральный уряд. [1, с. 174]

Вооруженные силы Украины выступали как самостоятельные (независимые от других правительств), часто добровольные, с некоторыми элементами самоуправления. Складывались они из представителей разных социальных слоев населения, то есть можно в известной мере утверждать об их общесословный характер. После 1654 г. казацкое войско составляло автономную часть российской армии. Богдан Хмельницкий стремился создать мобильную регулярную наемную армию вроде тех, которые существовали в большинстве тогдашних европейских стран. Первые замыслы относительно этого появились у гетмана еще в 1648 г. [5, с. 41]

Согласно Зборовскому договору за Украиной было признано пра-во иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. чел. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., однако в действитель-ности в годы Освободительной войны в Украине действовала огром-ная по тем временам армия. В битве под Пилявцами войско Хмель-ницкого насчитывало 100 тыс. чел., под Львовом --200 тыс., в зборовской кампании -- 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско в 360 тыс. чел. По сравнению с армиями других стран того периода это была огромная военная сила.

Казачье войско имело стройную организацию: оно подразделялось на полки, сотни и курени. В полку было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сот-ню делили на десятки, позднее -- на курени. Десяток состоял из ата-мана и девяти казаков. Позднее в курени входило до 30 чел. При власти Польши реестровое войско получало плату из государ-ственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, во-енная служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и панских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена для общих военных нужд и получила название ранго-вых. Эти земли переходили к казацкой старшине, некоторые из них были предназначены для содержания артиллерии и др. Государствен-ная казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы -- "третью войсковую меру" с мельниц, доходы с аренды и т. д.

Войсковыми доходами заведовала генеральная канцелярия казны под руководством генерального подскарбия. Ему помогали комисса-ры в полках и комиссарские десятники в сотнях. Следовательно, во время Освободительной войны в Украине сложилась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе. [1, c. 176]

Украинское государство уже в первый год своего существования снискала широкое международное признание. Гетман наладил связки с представителями России, Крыма, Турции, Польши, Трансильвании, Молдовы. Впоследствии правительство Богдана Хмельницкого признали Венеция, Валахия, Швеция и другие страны. Невзирая на дипломатическое противодействие благородной Польши и ее союзников, Украина закрепилась на международной арене как суверенное, независимое государство.

Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны и имело свои особенности, были при-сущи все признаки государственности. Выборность органов публич-ной власти, роль коллегиальных учреждений дают возможность утвер-ждать, что основой Украинского государства была республиканская форма правления.

М. Драгоманов писал, что строй Украинского государства 1648-- 1654гг. был больше похож на строй свободных государств европей-ских, так называемых конституционных.

Политическую организацию, которая сложилась на территории Украины, современники считали Украинским казачьим государством. Его называли также Войском Запорожским, Хмельниччиной, Гетман-щиной.

Следовательно, украинская государственность в середине XVII ст. существовала уже в завершенном виде. Но сточенная со всех сторон врагами, которые только и стремились дестабилизировать положение, чтобы захватить новое государство, молодая независимая Украина могла удержать свою государственность только при условии внутреннего единства, солидарности, взаимного доверия в обществе. [5, с. 42]

Освободительная война 1648--1654гг. свидетельствовала о пробуж-дении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государствен-ность охватывает, как правило, всю или часть этнографической зем-ли. Украинская государственность в силу исторических условий воз-рождалась не на всех этнографических украинских землях, хотя гет-манское правительство не раз вспоминало о совместной судьбе всего украинского, по терминологии того времени -- русского, народа. [1 с. 178-179]

2.2. Общественный строй Запорожской Сечи.

Социальную базу Сечи составляли крестьяне, которые сбежали от своих феодалов, а также представители других слоев населения, в частности, -- мещане, которые не могли рассчитаться с долгами, шляхтичи, которые убегали от судебного преследования, недовольные властью священники. Кроме украинцев, здесь находили пристанище литовцы, поляки, россияне, белорусы, греки. [13, с. 73]

Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети -- лишняя обуза в кочевой казацкой жизни -- на Сечь не допускались. [6,с. 142]

Польским законодательством переселения и пребывания на этих землях подданным Речи Посполитой запрещалось (конституция Вального сейма в 1590 г., постановление Венского сейма 1593 г.). Особенности социальных источников формирования Запорожской Сечи, законодательная неурегулированность ее существования содействовали развитию Сечи как антиправительственной оппозиции, сделали ее центром социального недовольства в украинском обществе. Сечь активно участвует в казацких и крестьянских восстаниях.

Организационно в мирное время Сечь состояла из куреней (максимально их было 38), где находилось 5 - 6 тыс. казаков. Территория на берегах Днепра возле Запорожской Сечи разделялась на паланки -- области с собственным самоуправлением, которых в разные периоды было 5 - 8, максимально -- 10. Ежегодно по жребию земли получали те или другие курени. На этих территориях казаки занимались хозяйством, там же, на хуторах, жили с семьями женатые казаки. Но постоянная военная опасность делала невозможным активное хозяйственное освоение земельных угодий, развитие промыслов и скотоводства. Лишенное в польском государстве официального статуса, а также платы, запорозьке казачество активно занималось военным наемничеством и походами на земли Османской империи. [13, с. 74]

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ни-чему, кроме своих собственных законов, которые передава-лись и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах -- «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побежда-ла та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков -- атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «стар-шину». Во время военных походов старшина обладала абсо-лютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.