Рефераты. Запорожская Сечь - козацкое государство

К концу XVI в. на Запорожье уже существовало войско с четкой орга-низацией. Возглавлял его кошевой атаман (позднее -- гетман). Основ-ной военной единицей был полк в 500 мушкетов. Полк подразделялся на сотни, а те, в свою очередь, на десятки. Должности кошевого ата-мана (гетмана), полковника, сотника, атамана, который командовал десятком (позднее -- куренного атамана), были выборными. В своих грамотах и письмах они именовали себя титулом "Войско Запорож-ское". Основную его часть составляла пехота. Войско имело пушки. Рядовой казак был вооружен мушкетом, пистолетом, саблей, ножом, копьем, иногда использовались лук и стрелы. [11, с. 256]

Численность Запорожского войска не была четко определенной. К концу XVI в. оно насчитывало около 15 тыс. казаков. Сечь имела так-же свой флот, который состоял из больших лодок -- чаек или байдаков. В походах на Крым и Турцию выходило 100--150 чаек.

Войско Запорожское имело свою печать -- герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и копьем, воткнутым в землю ря-дом с казаком. Сечевая корогва (флаг) была красного (малинового) цвета: на лицевой стороне был изображен в белом цвете св. Архангел Михаил, а на обратной стороне -- белый крест, окруженный небесны-ми светилами. [1, с. 146]

Характерно, что эта своеобразная по структуре система органов военно-административной власти имела возможность выполнять сложные функции внутренней и внешней политики, присущие лишь государственной власти. Вот почему некоторые авторы считают возможным оценивать Запорожскую Сечь, как «своеобразное государственное образование» в низовьях Днепра или «республику с ярко выраженными демократическими чертами», подчеркивая, что в конкретно исторических условиях XVI--XVII ст. Запорожская Сечь, как военно-политическое образование украинского казачества, в силу специфической тогдашней ситуации выполняла функции государственного объединения и имела черты раннебуржуазних республик.

Военная старшина, опираясь на богатое казачество, пыталась использовать эту общественно-политическую организацию в собственных интересах. Она достаточно часто не отчитывалась перед казаками о своей политической деятельности, вопреки обычаям, которые сложились, удерживала в своих руках выборные должности на протяжении нескольких лет. В орудие классового влияния старшина превратила также военный суд. Однако засилье старшины не смогло разрушить основные демократические принципы построения органов военно-административной власти, упразднить присущие этой системе черты демократизма. [4, с. 148]

Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь да-леко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI в. она начинает играть заметную роль в международных делах. Рассматривая Войско Запорожское как весомую политическую силу, Московское государ-ство, Турция, Венеция, Австрия, Крым устанавливают с Сечью посто-янные связи. Избирательная демократическая система, которая сложилась на За-порожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю ис-торию с историей Украины казацкого периода. К тому же Запорож-ская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-нацио-нальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Ес-тественно, возникла потребность в создании своего государства, ко-торое могло бы быть более гуманным к украинцам.

Являясь олицетворением мечты украинского народа о собствен-ном государстве, Запорожская Сечь сыграла важную роль в формиро-вании политико-государственного сознания украинцев. Народ выраба-тывал мировоззренческое убеждение, по которому украинское госу-дарство должно было иметь демократическую власть, избранную са-мим народом. В этом заключается еще одна историческая миссия За-порожской Сечи. От нее зависела дальнейшая судьба государственно-го строительства украинского народа, формирование им политико-государственных устремлений и готовность к их осуществлению. [1, с. 146-147]

У запорожских казаков существовала своеобразная судебная система. Судебные функции здесь выполняли все представители казацкой старшины: кошевой атаман, довбыш, полковник паланки, а иногда и весь кош. Кошевой атаман считался наивысшей судебной инстанцией, поскольку он сосредоточивал в своих руках высшую власть над всем войском. Суд кошевого атамана выступал сначала как суд первой инстанции по делам военной старшины и полковников паланок. Со временем, приблизительно в середине XVII ст., он превратился в высшую апелляционную инстанцию. По наиболее сложным делам как суд первой инстанции иногда выступал весь кош. [12, с. 150]

Основные функции относительно осуществления правосудия у запорожских казаков полагались на военного судью. В своей деятельности он руководствовался казацким правом и традициями, занесенными на Запорожье из всей Украины. Военный судья рассматривал уголовные и гражданские дела. Однако не по всем делам он выносил окончательное решение. Наиболее сложные дела он передавал кошевому атаману или военному совету.

Судебные полномочия других представителей военной старшины были менее значимыми и сводились преимущественно к выполнению отдельных поручений. Военный есаул выполнял функции следователя, следил за выполнением судебных решений. Куренные атаманы часто исполняли среди казаков роль судей в собственных куренях. Они имели право рассматривать дела между казаками своего куреня и даже карать их телесно. Полковники паланок также выполняли судебные функции в пределах своей паланки. [4, с. 154]

Таким образом, в организации казачьего самоуправления, которое сложилось в Запорожской Сечи, мы видим зарождение будущей украинской государственности, которая заявит о себе в полный голос в годы Освободительной войны украинского народа 1648--1654 гг. [1, с. 146-147]

Большую роль в процессе возрождения украинской государственности сыграла личная деятельность гетмана Богдана Хмельницкого. Это признают даже те, кто отрицает роль лица в истории и считает главной движущей силой народные массы. Казацкое государство периода Богдана Хмельницкого было полноценным, со всеми характерными для любого государства признаками.

Политическая власть находилась в руках казацкой старшины -- новой генерации украинского господствующего слоя. На вершине её иерархической пирамиды находился гетман. Избранный военным советом в Запорожье на неопределенный срок, он осуществлял руководство военными силами, возглавлял старшинскую администрацию, определял направления внутренней политики, проводил переговоры или переписку с правительствами других государств. Гетман имел право пересматривать решение Генерального суда. Однако сосредоточение законодательной и исполнительной власти в его руках повлеклось к тому, что военные советы и даже советы старшины сзывались изредка: важнейшие вопросы гетман решал единолично.

Законодательную власть Богдан Хмельницкий реализовывал путем издания универсалов, приказов и тому подобное. Он подписывал эти документы «рукой собственной». Гетманский титул при этом фигурировал в разных формах (в зависимости от политической ситуации): сначала «Гетман войска его королевской милости запорожского», потом «гетман с войском его царского величества». Существовали и другие варианты, но суть их не изменялась. Атрибутом гетманской власти в дальнейшем оставалась булава. При поддержке старшины с привлечением наемных полков гетман подавлял народные восстания. Следовательно, в его руках сосредоточивалась практически неограниченная власть (сам Богдан Хмельницкий называл себя «единовладцем и самодержцем руським...»).

Богдан Хмельницкий определял границы украинской этнической территории так: «Достаточно нам в Украине и Подолья и Волыни; теперь достаточно достатка в земле и княжестве своим по Львов, Холм и Галич». [5, с. 40]

Впервые в ходе Ос-вободительной войны территория независимой Украины была оформ-лена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 пол-ков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Следова-тельно, освобожденная территория имела свое административно-тер-риториальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государствен-ного территориального строя. Начиная с лета 1648 г. полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое про-живало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654г. освобожденная территория охватыва-ла Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значитель-ную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км). Следовательно, к моменту заключения украинско-московского до-говора 1654 г. Украина была независимым государством, которое име-ло свою государственно организованную территорию. Мартовские ста-тьи 1654 г. юридически закрепили этот факт. [1, с. 173-175]

Анализируя сведения 1653--1654 гг., Иван Крипьякевич приблизительно описал государственные границы казацкой территории: «С Польшей -- Яруга -- Черновцы -- Мурафа -- Красное -- Винница -- Прилуки -- Самгородок -- Паволоч -- Каменеброд -- Макаров -- Чернобыль -- Карпиловка; с Россией -- традиционной границей; с Турцией и Крымом -- через так называемое Дикое поле». При этом следует отметить историческую роль в процессе создания государства Среднего Поднипровья, которое и раньше было ядром украинского этноса. На протяжении длительного периода прослеживалась его относительная стабильность. В то же время Запорожская Сечь осталась «центром свободы», продолжала выступать общественным идеалом украинского крестьянства.

На освобожденной территории были ликвидированы органы власти Речи Посполитой. Вместо воеводств и уездов созданы полки и сотни. Возникло новое правление -- своеобразное старшинское правительство: военный совет, совет генеральной старшины, полковой и сотенная администрация, курени и городовые атаманы. Магистраты и ратуши получили право самоуправления. Высшим органом власти по традиции считался военный (или генеральный) совет, который решал политические, военные и хозяйственные дела. [5, с. 40- 41]

В начале Освободительной войны выс-шим органом власти была Войсковая рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорож-ской Сечи, а также отразилось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой рады входило решение важнейших го-сударственных вопросов -- как военных, так и политических: она вы-бирала гетмана и Генеральный уряд и имела право на их устранение, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, при-нимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.