Рефераты. Украина после Второй мировой войны

События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей старой системы, смена экономических и политических форм жизни. В этих условиях оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.

10a) ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Бело-руссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Бе-лоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и соз-дании нового объединения -- Содружества Независимых Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении единого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. -- 6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в жизне-способности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская пар-тия выдвинули требования уйти из СНГ. Противоречия между государствами СНГ возникли на почве дележа экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса, военного имущества (спор между Россией и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиации, ядерного оружия).

Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации третьего исторического шанса -- восстановления государственного су-веренитета и независимости Украины. Но идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного законода-тельства и денежно-кредитного регулирования представители РСФСР требовали принять только российский образец. Однако республики не со-глашались с предоставлением им банком России кредитов сроком на пол-года при более 200% годовых. Отсюда -- неизбежный крах с попыткой создания «рублевой зоны нового типа».

11) ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989--марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под-няли участники диссидентского движения 60-х -- 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конститу-ции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и мо-рально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституцион-ная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верхов-ного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что:

-- Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством;

-- предлагается полупрезидентская или смешанная форма прав-ления, а форма государственного строя -- унитарная (в отличие от фе-деративной или земельной);

-- в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта -- однопалатность.

После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, рав-но как и к механизму его принятия:

-- доработка и утверждение проекта как основы Конституции Ук-раины;

-- принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации -- разработ-ка нового Основного Закона;

-- принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.

Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:

-- целесообразность федеративно-земельного устройства государст-ва;

-- двойного гражданства и двуязычия;

-- отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособ-ному организму.

Консолидации -- жизненно важный для Украи-ны ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократи-чески-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно наду-манные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз ком-мунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промыш-ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о вос-становлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан-ной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипло-матические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и раз-вития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производ-ства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной соб-ственности. В июле--ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитыва-лась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил про-ведение выборов народных депутатов, а на 26 июня -- выборы прези-дента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвида-ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных но-сителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с террито-рии республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соот-ветствующую материальную компенсацию и совместно с США гаранти-ровала территориальную целостность и независимость Украины.

Существенные усилия Украине следует уделить в области юрис-пруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь.

Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987--1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по пра-вам человека, то Украина -- всего 4. Если присоединение к конвенци-ям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.

Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украин-ского языка как государственного, особенно в Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным, Одесской -- более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев -- лишь 9%, а в Западной Украи-не -- не более 1%.)

В целом общественность и народ Украины после кровавых собы-тий 3--4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении по-литических проблем.

Надо сказать, что Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года.

После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим правом каждого народа.

УКРАИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Государственное устройство.

Украина - республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).

Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.

Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма.

Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Председатель Верховной Рады Украины - Плющ Иван Степанович (избран большинством Рады 1 февраля 2000 г.).

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Виктор Андреевич Ющенко (с 22 декабря 1999 года).

Министр иностранных дел - Анатолий Максимович Зленко (вновь назначен указом Президента от 2 октября 2000 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.