Рефераты. Украина после Второй мировой войны

-- перемены в промышленности (решение о ликвидации отрас-левых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции предприятий, увеличение выпуска товаров народного потребления и др.)

-- проведение денежной реформы 1961 г.

-- развитие социальной сферы (повышение жизненного уровня, рост доходов трудящихся на Украине между 1951 и 1958 г. на-230%) и др.

Хотя реформы Хрущева и содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ командно-административной системы, экономические преобразования не дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не про-изошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу-тем.

В середине 60-х гг. состоялась непоследовательная попытка проведения хозяйственной реформы - системы мер по совершенствованию управления производством:

-- усиление экономических методов управления промышленностью;

-- расширение прав предприятий, перевод на хозрасчет;

-- усиление экономического стимулирования.

Но сделаны лишь первые шаги, реформа в целом завершилась не-удачей. Она вызвала сопротивление бюрократического аппарата, не за-трагивала основ командно-административной системы, имела некомплекс-ный характер. Экономика Украины продолжала идти по экстен-сивному пути. Продолжались трудности и недостатки в развитии сельского, хозяй-ства, порожденные тем, что:

-- перемены не подкреплялись экономическими мерами, не задева-ли положения отчужденного от земли крестьянина;

-- в то время как распаханность земель на Украине достигла бо-лее 80% (для сравнения: в Венгрии -- 37%, США -- 23%), их использование оставалось крайне бесхозяйственным; -- крайняя запущенность на селе социальной и духовной сферы (лишь не более 15% домов имели централизованное отопление, водо-провод и канализацию, две трети населенных пунктов не имели торго-вых точек и столовых, 75% -- Домов быта и т. д.);

-- отрицательное воздействие административных методов руковод-ства сельским хозяйством. Недооценивалось значение социального развития общества, стреми-тельно надвигались экологические проблемы.

С начала 1980 - х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни. Хронически не хватало товаров, чтобы обеспечить внутренний рынок. Понижался уровень жизни населения. Это наблюдалось довольно давно, но поначалу удавалось выправить положение за счет продажи на Запад сырья - нефти, газа, древесины, а также благородных металлов и драгоценных камней. Однако к середине 1980 - х годов упала цена на нефть и газ, а также начала сокращаться сырьевая база. Перед новым (с марта 1985 года) генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым встала проблема - как изменить в лучшую сторону положение в стране? Было решено добавить в советскую плановую систему элементы рыночной экономики. Хотя о новом курсе, получившем название перестройки, было объявлено еще на апрельском пленуме 1985 года, фактические изменения появились в 1987 году. Начали организовываться кооперативы, многие предприятия стали переходить на бригадный подряд.

Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР в 1991 году поставил перед независимым государством много серьезных проблем:

-- разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию;

-- обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР, существенным бременем легло на бюджет;

-- процесс инфляции достиг гигантской отметки -- 3000% за год, что обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отно-шению к русскому рублю;

-- либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;

-- информационный вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных кор-респондентов и т. п.) создает благоприятные возможности для поли-тического манипулирования общественным мнением.

В октябре 1992 г. был направлен в отставку премьер правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма -- бывший руководитель крупнейшего в Европе ракетно-космического комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от ва-лового национального продукта, довести до 6%.

В сфере экономики до начала 1994 г. не удалось остановить спад производства, гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о приватизации, однако ее проведение практически не на-чиналось, за исключением некоторых объектов сферы обслуживания.

Политика Украины после II Мировой войны

На конференции в Сан-Франциско 1945 года УССР была принята в ООН как член- основатель этой организации.

После Второй мировой войны изменилась территория и численность населения УССР. В июне 1945 года Чехословакия отказалась от Закарпатской Украины, в сентябре окончательно определена советско-польская граница, от Румынии отошли территории оккупированной Буковины. 19 февраля 1954 года, в соответствии с декретом Верховного Совета СССР в состав Украины вошла Крымская область.

За годы войны возрос международный авторитет Украины: ей принадлежала весомая роль во внешней политике СССР. Основные направления внешнеполитической деятельности УССР в конце 40-х -- 50-е гг.:

-- урегулирование территориальных проблем с Польшей. При этом в ходе насильственной депортации из Польши было выселено 700 тысяч украинцев, соответст-венно из Украины -- 788 тысяч поляков;

-- завершение воссоединения украинских земель в едином Украин-ском государстве

-- вхождение в состав УССР Закарпатской Украины (по договору между СССР и Чехословакией, заключенному 29 июня 1945 г.);

-- участие в создании Организации Объединенных Наций в 1945 г., подписание и ратификация Устава организации, работа представи-телей Украины в комитетах и комиссиях ООН, в Совете Безопасности; основание в 1958 г. постоянного представительства Украинской ССР при ООН;

-- сотрудничество украинской дипломатии с Администрацией по-мощи и восстановления объединенных Наций (ЮНРРА);

-- работа в 50-е гг. в 16 международных организациях, подписа-ние 60 международных договоров и конвенций;

-- установление экономических, культурных и научных контактов с другими странами, деятельность Украинского общества дружбы и куль-турных связей с зарубежными странами (создано в 1959 г.);

-- поддержка движений в защиту мира, за прекращение гонки во-оружений (Движения сторонников мира, Конгресса народов о защите мира в 1952 г. и др.), проведение в 1951 г. Первой Украинской рес-публиканской конференции сторонников мира.

Общественно-политическая жизнь Украины в послевоенные годы отличалась сложностью и противоречивостью. Об этом свидетельствовали:

-- результаты выборов (Советы различных уровней 1946, 1947 и 1948 гг., не отразившие реальных настроений народа);

-- превращение народовластия в фикцию; формализм в работе Со-ветов, профсоюзов, общественных организаций;

-- дальнейшее усиление командно-административной системы уп-равления (создание союзно-республиканских министерств не привело к расширению суверенных прав республик);

-- злоупотребление властью, репрессии по отношению к партий-ным и советским кадрам.

1) ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ

В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение прини-мали единолично Г. Маленков, Н. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не име-ющим юридической силы решение 1954 г., однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.

2) «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»

Либерализация общественно-политической и духовной жизни позволила сформироваться целому поколению «шестидесятников» (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы твор-ческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен -- В. Симоненко, Л. Костенко, Ё. Сверстюк, И. Дзюба, Я. Драч, Д. Павлычко и др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому язы-ку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике. Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. «Шестидесятники» сыграли важ-ную роль в общественно-политических процессах второй половины 80-х - начала 90-х гг., в провозглашении и становлении суверенного укра-инского государства.

Смещение Хрущева в октябре 1964 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине на-ступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденции.

3) НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 60-х -- СЕРЕДИНА 80-х гг.)

СВЕРТЫВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ЗАСИЛЬЕ БЮРОКРАТИЗМА

Слабости и деформации в политико-управленческой сфере: неком-петентность руководства, отсутствие решительности в практических де-лах, благодушие и самоуспокоенность. После неудачи хрущевских реформ республиканские министерства в течение 1967--68 гг. были перестроены на союзно-республиканские, что означало усиление диктата союзного центра. В мае 1972 г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, про-явлении местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербицкого -- представителя брежневского клана по Днепропетровску.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.