Рефераты. "Табель о рангах" Петра I как система реформирования бюрократического аппарата

ПУНКТ 7

Введение Петром I при русском дворе порядков, установившихся в других странах Европы, коренным образом изменило быт русских женщин, принадлежавших к господствующему классу. Они должны были присутствовать во дворце на торжественных церемониях вместе с мужем или отцом, посещать ассамблеи. У императрицы и царевен появился свой штат придворных дам. Этот пункт адресован только замужним дамам.

ПУНКТ 8

Если жены и дочери получали ранги, соответствующие рангам своих мужей и отцов, то сыновья "знатнейшего дворянства" могли присутствовать на тожествах при дворе, но ранга никакого не получали. Здесь закреплен принцип, положенный в основу Табели о рангах: 3 никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут.

Упоминаемые в пункте титулы графов и баронов, ранее в России не употреблявшиеся, были заимствованы Петром из Западной Европы.

Во многом они должны были подчеркнуть могущество русского императора, способного любого человека сделать знатнейшим дворянином Российской империи. Помимо старинного русского титула князя, Петр ввел также титул светлейшего князя и присвоил его своему ближайшему сподвижнику А.Д. Меньшикову, происходившему из незнатного дворянского рода.

ПУНКТ 9-10

В пунктах чувствуется влияние датского законодательства, в котором довольно подробно была регламентирована придворная служба дам. Пункт 10 говорит именно о придворной службе самих женщин, независимо от положения их мужей и отцов. То, что ранги за свою службу могли получить и женщины, свидетельствует о серьезных переменах в их правовом положении (имеются в виду представительницы господствующего класса).

ПУНКТ 11

Положение, согласно которому за достижение высокого чина лицу из непривилегированных сословий присваивалось дворянство, было известно европейскому законодательству. Все чиновники статской службы получали потомственное дворянство по достижении 8-го ранга. Данный пункт существенно изменил правовое положение дворянства, которое теперь могло пополняться за счет талантливых выходцев из других сословий. Однако дворянство продолжало быть замкнутым сословием, и доступ в него оставался затрудненным.

Пункт был обращен только к чиновникам, служащим по гражданскому ведомству. Это объяснялось тем, что Остерман, включивший его в проект, военной служб вообще не касался.

ПУНКТ 12

В пункте говорится о случаях, когда одно и то же лицо занимает две и более должности, относящиеся к различным рангам. Возможность подобного совместительства во время правления Петра появилась в связи с бурным ростом государственного аппарата, с одной стороны, и нехваткой людей, способных исполнять государственную службу, с другой. В рассматриваемом пункте вопрос решен достаточно четко: лицо во всех случаях обладает правами, предоставляемыми ему высшим рангом, кроме случаев исполнения им низшей должности.

ПУНКТ 13

По Табели о рангах Петр ввел в России строгое разделение между военной и гражданской службой. До Табели чины жаловались за заслуги независимо от исполняемой службы. Новые военные чины были введены Петром раньше гражданских.

Представляется, что первая половина пункта носит временный характер: пока есть 1нужда 0 в годных к гражданской службе дворянах. Отсюда и определенная раздвоенность между должностью и рангом, которая не должна была быть такой резкой. Поэтому возможно было большое количество злоупотреблений при присвоении рангов Сенатом, и Петр особо подчеркивает, что эта область деятельности Сената ставится под контроль фискалов, хотя, строго говоря, они и так должны были бы за этим следить.

Во второй части пункта устанавливается обычный порядок прохождения гражданской службы, при котором вакансии замещаются путем продвижения по службе, а не со стороны, т.е. каждое государственное учреждение должно было воспитать свои кадры. Для этого создается резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров и получавших в связи с этим 14-й ранг. Число их не должно было превышать семи человек. Основной их обязанностью было обучение делу.

ПУНКТ 14

Этот пункт развивает положения XXXVI главы Генерального Регламента "О молодых людях для обучения при канцелярии". Но в отличие от Регламента, в котором речь шла о том, чтобы будущие чиновники прилежным списывание дел в письме и арифметике обучались, Табель о рангах предъявляет к ним более высокие требования. Н.А. Воскресенский показал, что в основу данного пункта лег указ Петра о производстве в чины гражданской службы после установленных сроков службы в предыдущих чинах, с учетом полученного образования за границей и у себя в Отечестве, от 7 марта 1721 года. Петр, включивший пункт в проект уже после обсуждения его в Сенате, устанавливает в нем, что право получить чин и стать членом коллегии юнкеров имели лишь те, которые были испытаны в своих знаниях в коллегиях, а затем представлены Сенату. Согласно законодательству, никто в вышний градус и до министерского чина произведен быть не может, минуя нижние чины (глава XXXVI Генерального Регламента).

Молодые дворяне, получившие чин коллегии юнкеров, изучали делопроизводство, экономику и право. Совершенствовать свои знания их посылали за границу. Таков идеальный порядок начала прохождения службы. Но законодатель в порядке исключения допускает нужды ради и за оскудением ученых прием лиц, которые не учились. Они зачислялись титулярными коллегии-юнкерами и чина не получали. В Табели о рангах совершенно определенно прозвучала мысль об обязательности обучения дворян для работы в аппарате государственного управления.

ПУНКТ 15

Пункт был написан самим Петром. В нем говорится о присвоении потомственного дворянства офицерам начиная с 14-го ранга. Этот порядок был обусловлен желанием правительства укрепить армию, более всего нуждавшуюся в толковых офицерах.

При окончательной доработке пункта был использован указ Петра об установлении дворянства для обер-офицеров не из дворян и для их потомков от 10 января 1722 года. В Табель внесли положение, согласно которому дворянство получали все лица, ставшие обер-офицерами, а также их дети, родившиеся после присвоения отцу обер-офицерского чина. Дети же, родившиеся ранее, оставались в прежнем сословии, но отец мог ходатайствовать о записи во дворянство одного сына.

Позднее было выведено понятие личного дворянства. Чиновники, дослужившиеся по гражданской службе до 8-го ранга, и обер-офицеры получали потомственное или, как его называли в быту, столбовое дворянство. Чиновники 14-9-го рангов стали впоследствии рассматриваться как получившие личное дворянство, т.е. обладали рядом льгот и преимуществ потомственного дворянства: были освобождены от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от податей, но не имели права передать дворянство своим детям, не могли иметь крепостных крестьян и участвовать в корпоративной жизни дворянства.

ПУНКТ 16

Абсолютизм зорко следил за законностью получения дворянства. Права и преимущества, которые давало дворянство, привлекали многих, и возникали многочисленные случаи самозванства. Для борьбы с таким явлением и предусматривается комплекс мер по проверке чистоты дворянского сословия. С этой целью используется опыт западноевропейских стран, где дворянству выдавались дипломы и присваивались гербы. Обязанность выдавать их была возложена на герольдмейстера, должность которого была учреждена в 1722 году.

«Табель в данном пункте впервые узаконивает гербы. До середины XVII века Россия гербов не знала. Они пришли из Польши и Украины».

В пункте говорится и о пожаловании дворянства не за службу.

Отмечается, что это исключительная прерогатива императора. Порядок рассмотрения прошений о даровании дворянства установлен следующий: в первой инстанции их должен рассматривать Сенат, а во второй - сам император.

Служба и личные заслуги могли открыть дорогу в сословие дворян сравнительно немногим. Тем не менее, под знатным дворянством Петр понимал не только выходцев из древнейших русских знатных родов. На запрос Сената в 1724 году к императору, считать ли за знатное шляхетство тех, которые имеют более ста дворов, или же по рангам, Петр ответил: «Знатное дворянство по годности считать».

ПУНКТ 17

Пункт был включен в проект Табели только в 1722 году. На ноту, содержащуюся в нем, оказало влияние законодательство Дании и, особенно, Пруссии. Там известные должности давали определенные привилегии, пока их занимали; уходя в отставку или на другую должность, лицо лишалось всех привилегий. Пункт перечисляет аналогичные должности применительно к России и полностью соответствует пп.4 и 6 Табели.

ПУНКТ 18

Пункт был внесен Остерманом в проект Табели из шведского регламента 1696 года Карла XII. Но Петр внес в него существенные изменения и дополнения. Прежде всего, текст пункта был приведен в соответствие с LII главой Генерального Регламента. Вместо достаточно растяжимого "в руках палача были" Петр устанавливает: публично на площади наказаны или хотя только обнажены или пытаны были.

Восстановление в ранге могло произойти только по решению императора. Толкование о пытанных, написанное Петром, вносит существенное изменение в Артикул воинский. Свидетельство о невиновности пытанного могло выдаваться только царем или фельдмаршалом, согласно толкованию Артикула, тогда как толкование Табели оставляет эти полномочия исключительно за императором.

ПУНКТ 19

Табель о рангах, обусловив внешние различия между рангами, "породила чиновничий point d'honour: в оскорблении начинают видеть обиду не лицу, не сословию, но чину". Закреплено это было в п.19.

Большая часть пункта представляется добрым советом, "милостивым напоминанием", как надо одеваться и жить в соответствии со своим чином. Причины такого попечения ясны: если лицо ведет образ жизни ниже уровня, подобающего его рангу, это принижает честь всего ранга. Если же дворянин живет не по средствам, он может разориться, поскольку многие жили только на свое жалованье, а оно выплачивалось в соответствием с чином, а не с запросами дворянина или членов его семьи. Пункт содержит санкции за невыполнение "милостивого напоминания", и тем самым его содержанию придается нормативный характер.

Петр Первый задумал свою «Табель о рангах» как равную для всех возможность продвижения по службе.

4. Итоги реформ

1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии, как системы управления, являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, инструкции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.