Рефераты. Россия в эпоху Петра I (1682-1725 гг.)

Административная реформа.

Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней отныне стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение Церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сферы.

Перестройка аппарата государственного управления осуществлялась в рамках административных реформ, проведенных на всех «этажах» власти. Существенное влияние на административные реформы оказали модели центрального управления Швеции, а на уровне областного управления - завоеванных Россией Эстляндии и Лифляндии. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую Думу, в 1711 г. Во главе Сената с 1722 г. находился Генеральный прокурор (до этого - обер-секретарь).

Вместо приказов, функционировавших на основе персонального принципа, были учреждены коллегии, действовавшие на принципах коллегиальности. В 1717 - 1718 гг. в России было учреждено 12 коллегий, функционировавших на основе специальных регламентов (уставов). Президентами коллегий были русские, а вице-президентами - в большинстве случаев иностранцы. Иностранцем должен был быть один из советников или асессоров коллегии. Введение иностранцев в состав коллегий должно было повысить эффективность работы новых органов управления. На практике, однако, коллегиальная форма правления оказалась не столь эффективной, как рассчитывал ее создатель.

Преобразование местного управления характеризуется комплексом самостоятельных реформ: городского управления (1699 и 1721 гг.), органов управления на местах (1708 - 1711, 1719 гг.), попыткой предоставления дворянству права избирать своих представителей в органы местного управления (1702 - 1705, 1713, 1714 гг.). Первой была попытка учреждения в Москве в 1699 г. Бурмистерской палаты, а в других городах - должности бурмистра. Однако прочной почвы городское самоуправление в России не имело. И в 1721 г.в Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший делами всего городского сословия в России. В крупных городах появились городовые магистраты. В 1708 - 1709 гг. было произведено разделение страны на 8 губерний. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый царем. В его руках была сосредоточена исполнительная и судебная власть. В 1719 г. они были разделены на 50 провинций, которые делились на уезды, возглавляемые воеводами. Одновременно в деятельности по совершенствованию местного законодательства прослеживается и другая тенденция - стремление Петра привлечь к делам управления местное дворянство. Но здесь Петр столкнулся с труднопреодолимой косностью дворянства. Активизация роли дворянства на местах вела к расширению его служебных обязанностей, что вызывало недовольство, а порой и враждебность самого дворянства.*

Военная реформа.

В реорганизации вооруженных сил России Петр опирался как на отечественные традиции, глубокое знание национального характера русского воина, так и на европейский опыт военного строительства и воинского искусства. В основу комплектования армии и флота была положена рекрутская система. Ежегодно податное население отдавало одного рекрута с определенного числа душ. Боевая подготовка осуществлялась в соответствии с уставами. Главными из них были Воинский устав 1716 г. и морской устав 1720 г. В их разработке Петр принимал самое непосредственное участие. В них также закреплялся абсолютизм России: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по воле и благомнению, управлять» (Воинский устав 1716 г.). Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ. Указом от 26 февраля 1714 г. Петр решительно запретил производство в офицеры дворян, которые не прошил солдатскую службу в гвардии и «с фундаменту солдатского дела на знают». О результативности военной реформы Петра свидетельствовали не только победы русской армии и флота в Северной войне, но и жизнеспособность многих принципов.**

Экономическая реформа.

Важное место в комплексе петровских преобразований занимают экономические реформы, отличавшиеся практической направленностью. Наибольшие успехи были достигнуты в развитии промышленности, что определялось прежде всего необходимостью первоочередного удовлетворения потребностей армии. Роль государства и непосредственно самого монарха в развитии промышленности была буквально подавляющей. Только само государство с его огромными средствами, с сильной властью монарха было способно решить эти задачи. Но все же правительство всячески стимулировало развитие частного капитала. Для строительства новых мануфактур промышленникам предоставлялись ссуды, различные льготы и монополии. Поощрялось создание промышленных компаний, причем нередко это происходило под прямым нажимом государства. Для ослабления конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей правительством устанавливались повышенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы.

Таким образом, первая попытка форсированной индустриализации страны была делом государственным. Это дало основание В.О.Ключевскому определить политику Петра в отношении мануфактур как «казенно-парниковое воспитание промышленности». Нельзя игнорировать и наличие к концу XVII в. достаточно развитого внутреннего рынка, национального частного капитала, что в значи тельной мере обеспечило динамизм и в целом успех проведения преобразований. Что касается социально-экономической природы петровских мануфактур,

*на мой взгляд, эта реформа не принесла ожидаемых результатов и лишь вдвое увеличила бюрократический аппарат.

** я считаю, что эта реформа является одной из наиболее удавшихся реформ Петра I.

то в них переплелись элементы капиталистических и крепостнических отношений (т.к. рабочей силой на мануфактурах были крепостные крестьяне).

Реформа сельского хозяйства.

Именно эта основная отрасль экономики страны была наименее доступна для регулирующей деятельности государства, ибо значительная часть крестьян находилась в полной собственности помещиков. По отношению к помещикам, доводящим своими поборами крестьян до разорения, правительство ограничивалось мерами контроля и внушения. Петр едва ли не первым обратил внимание на необходимость распространения среди народа сельскохозяйственных знаний. В 1721 г. вышел Указ о применении при уборке зерновых кос и граблей (вместо серпов). Были заложены первые виноградники на Дону. Под особым попечительством государства находилось животноводство: принимались меры по улучшению пород лошадей, крупного рогатого скота, овец, для чего закупали породистый скот за рубежом.

Социальная реформа.

Социальные реформы, основывавшиеся на представлении Петра об «общем благе», проводились в интересах правящего класса. Преобразования в социальной сфере не поколебали структурной основы общества, но сделали еще более четкими сословные границы, одновременно повысив уровень социальной мобильности некоторых категорий населения. Принятие в 1722 г. Табеля о рангах разделило всю массу государственных чиновников на 14 рангов. Она устанавливала порядок производства в чин на гражданской и военной службе не по знатности, а по личным заслугам и способностям. Однако реальные возможности простых людей подняться по служебной лестнице были весьма ограничены.

Преобразования Петра дали толчок возникновению и развитию новых социальных слоев российского общества - бюрократии и буржуазии.

Старая аристократии сумела в целом сохранить свое влияние. Большинство высших государственных постов занимали представители старых княжеских, боярских и дворянских родов.

Крестьяне рассматривались Петром прежде всего как главный источник налогов в казну и солдат в армию. Такой подход и обусловил те значительные перемены которые произошли в системе феодальной собственности, крестьянских повинностей, в податном механизме. В частности, в соответствии с указом о единонаследии 1714 г. поместья дворян были превращены в вотчины. Земля и крестьяне перешли в полную собственность помещиков. Окончательно исчезла юридическая разница между крестьянами и холопами. Усиление крепостничества шло рука об руку с усилением экономического гнета помещиков и государства в отношении крестьянства. Резко возросшие потребности дворянства в деньгах удовлетворялись за счет повышения размеров феодальной ренты. Значительно выросло и государственное налоговое бремя на крестьянское сословие.

Власть помещиков над крестьянами расширялась одновременно с еще большим ограничением гражданских прав последних. В 1724 г. в России была введена паспортная система, лишившая крестьян возможности без позволения помещика отлучаться с места своего постоянного проживания. Указом 1713 г. предписывалось по заявлению помещика наказывать крестьян, возмущавшихся против его власти, кнутом.

Финансовая реформа.

Реформа началась в 1718 г. с переписи всего податного мужского населения России независимо от возраста. После был введен подушная подать. За счет изменения объекта налогообложения государству удалось практически удвоить сумму податей, взимавшихся с населения. Также вводились различного рода государственные повинности (дорожная, постойная, строительная и т.д.)

Противоречивость реформ Петра I можно рассматривать с различных сторон и аспектов его деятельности, но все они взаимосвязаны и исходят друг из друга.

Не все понравилось русскому царю на Западе - он либо враждебно, либо равнодушно встретил европейские демократические традиции: парламент, систему народного представительства, выборов. Он так и не осознал, что именно такие коренные политические перемены в Англии и Голландии и выдвинули эти страны в ряд ведущих промышленных держав Европы. Свобода личности, гражданские свободы, свобода предпринимательства - эти понятия остались для него чуждыми. Возвращаясь в Россию, он так и оставался российским самодержцем, абсолютным монархом, возвышающимся над своими подданными - холопами, которые трепетали при одном его грозном взгляде. Никто из петровского окружения не тешил себя иллюзиями относительно монаршего демократизма. Он действительно мог запросто заходить в гости к своим соратникам и к простым людям, рьяно выполнять обязанность «волонтера», «бомбардира», «генерала», «контр-адмирала», кланяться и выполнять приказания вышестоящего военного «начальника». Допускал он и возражения и даже горячие споры - но лишь до поры до времени и до определенного предела. Если подданный преступал этот предел, обозначенный самим царем, то следовал грозный окрик, жестокое наказание, а порой и плаха. И все «птенцы гнезда петрова» это отлично знали.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.