Рефераты. Российская история от князя Олега до Александра II

Удивляет смелость маневров Дмитрия, глубина стра-тегического мышления князя и его военачальников. Они сумели выключить из предстоящей схватки военные силы возможного противника князя рязанского Олега Ива-новича, сохранявшего нейтралитет, а главное -- войска литовского князя Ягайло. 20 августа войска собрались в порубежной московской крепости Коломне на берегу р. Оки. 6 сентября войско подошло к верховьям р. Дон. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русские полки перешли Дон: «Прейдем убо ныне в сии день за Дон вси и тамо положим главы своя», -- разрешил князь Дмитрий Ива-нович сомнения, переходить войску большую реку или нет. Между Доном и Непрядвой на Куликовом поле со-стоялась битва, вошедшая в историю как Куликовская. По прошествии нескольких часов кровавого побоища в бой вступил засадный полк, которым командовали зна-менитые полководцы своего времени -- князь Дмитрий Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Серпухов-ский. Как известно, их натиск решил исход битвы. По-ражение, понесенное татарской ратью, было самым боль-шим за всю историю монголо-татарских войн и завоева-ний. Лишь с жалкими остатками своих туменов Мамай бежал на юг.

Цена победы для Руси была очень высока, полегли многие отборные русские полки, тысячи ополченцев, пахарей и ремесленников. Восемь дней стояли русские на Куликовом поле, ставшем навеки символом русской славы и величия. Оплакивали собратьев, отдавших жизнь за «други своя», за Святую Русь, хоронили их.

По всей Руси праздновали великую и долгожданную победу над поработителями: «По русской земле распространились веселие и отвага, вознеслась слава русская», -- проник-новенно восклицал автор известного средневекового ли-тературного произведения «Задоншина». Выдающийся русский историк В. О. Ключевский точно выразил отношения народа к главе русского воинства Дмитрию, на-званному Донским и приобретшему «значение националь-ного вождя северной Руси в борьбе с внешними врага-ми».

В 1362 г. Москва, присоеди-нив к своим владениям великое княжество Владимир-ское, стала признанной столицей Руси, но для того, что-бы население ощутило себя этносом, понадобился под-виг, ставший моментом рождения и государства, и на-родности, и особого воинского духа, позволившего по-томкам витязей XIV в. жить и побеждать, ориентируясь на самих себя». Неоднократно подчеркивалось современ-никами международное значение события: «Текла слава к железным вратам, к Риму и в Кафу, по морю и к Торнову и оттоле к Царю граду нам на похвалу: Русь великая одолеша Мамая на поле Куликовом».

40. Как Борис Годунов утвердился во власти? Как был избран на царство Борис Годунов? Каковы были отношения Бориса Годунова к боярству?

8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданному ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иоанович (1584--1598), мягкий по туре но не способный к делам правления государством.

Борис Годунов. Фактическим правителем государства стал шу-рин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейши-ми боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, вхо-дивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский -- отец будущего русского царя.

В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые до-казывали бы виновность Годунова.

Со смертью бездетного Федора Иоановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преоб-ладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу.

Борис Годунов (1598--1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях -- эконо-мическая разруха, сложная международная обстановка -- он продол-жил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны.

Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Ивангорода).

45. Каковы основные причины подъёма национального самосознания русского народа в начале XVII века?

В 1606 г. восставших казаков возглавил Иван Исаевич Болотников бывший военный холоп кн. Телятевского. Попав в одном из походов в плен к крымцам, он был продан в рабство и провел ряд лет гребцом на галере. Освободившись, Болотников через Германию и Польшу вернулся на родину. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль "царя Дмитрия" - М. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы. От Путивля он повел восставших на Москву. По пути войско Болотникова объединилось с отрядами рязанских и тульских служилых людей под командованием П. Ляпунова и И. Пашкова.

В социальном плане войско Болотникова было неоднородным - крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были противоположны.

Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломенском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге.

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец - Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в "царя Дмитрия". Однако соединиться с Болотниковым не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его "тушинским вором". В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника всецело зависел.

В сентябре 1608 г. польские отряды осадили Троице-Сергиев монастырь, но взять его в течение 18 месяцев так и не смогли.

Постепенно авторитет Лжедмитрия II стал падать. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от "тушинского вора". Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев.

В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит.

В январе 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев монастырь. Но вскоре он при загадочных обстоятельствах умер. Молва обвинила в его убийстве брата и наследника царя - князя Д.И. Шуйского. Между тем войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у дер. Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты.

В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его "Совет всей земли". Главную роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. Заруцкого и князя Д.Т. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование Второго ополчения. Главную роль в нем играли посадские люди.

В августе 1612 г. Второе ополчение объединилось с остатками Первого ополчения, все еще осаждавшими Москву. В конце августа русские не позволили прорваться в Москву польскому гетману Ходкевичу, который шел на помощь гарнизону с большим обозом. В конце октября Москва была освобождена.

Страна по окончании Смуты была в крайне тяжелом положении. Сил для продолжения войны с интервентами не было. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией. Новгород и некоторые другие захваченные шведами города были возвращены, но Ивангород, Орешек, Ям и Копорье остались в руках Швеции. Россия окончательно лишилась выхода к Балтийскому морю.

В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Россия сохранила независимость, но лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель.

55. Какие причины обусловили проведение церковной реформы во время Патриарха Никона?

Церковная реформа диктовалась Необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои Духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро-дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните-лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право-славия, властный и «крутой» патриарх Никон начал реформу по уни-фикации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народно-го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто-ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков -- старообрядцы -- отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам -- греческим или русским -- унифицировать церков-ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить-ся -- двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход -- по ходу солнца или против солнца и т. д.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.