Рефераты. Российская история от князя Олега до Александра II

Российская история от князя Олега до Александра II

- 3 -

СОДЕРЖАНИЕ:

6. Какова роль князя Олега в возникновении древнерусского

государства?.

12. Как происходило крещение русского народа?

25. Эпоха татарского завоевания. В чём выражалась политическая зависимость Руси от татар? Что помогло нашим предкам собрать

понемногу силы и сбросить позднее татарское иго?.

40. Как Борис Годунов утвердился во власти? Как был избран на царство Борис Годунов? Каковы были отношения Бориса Годунова к боярству?.

45. Каковы основные причины подъёма национального самосознания русского народа в начале XVII века?.

55. Какие причины обусловили проведение церковной реформы

во время Патриарха Никона?.

67. Личность Петра Великого. В чём проявилась противоречивость

Петра? Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?.

78. Почему, на ваш взгляд, война 1812 года названа Отечественной?

Какие причины способствовали России выиграть войну с Францией?

86. Крестьянский вопрос при императоре Николае I. Как смотрел

Николай I на крестьянский вопрос? Как предпочитал Николай

освободить крестьян от помещичьей власти? Улучшилось ли положение крепостных крестьян при Николае I?.

91. В каком году был подписан Александром II знаменитый манифест об отмене крепостного права? Когда был обнародован манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости? Как принят народом манифест о свободе? Какова была сущность крестьянской реформы? На каких условиях освобождались крестьяне от крепостной зависимости?

Литература

6. Какова роль князя Олега в возникновении древнерусского государства?

Среди этих туманных эпических сказаний о первых правителях -- варягах реальная историческая действитель-ность начинает четко прослеживаться с конца IX в. - времени правления новгородского князя Олега (879--912).

В 882 г. Олег поплыл из о. Ильмень на Днепр и покорил Смоленск, Любеч, Киев, сделав последний своей столи-цей и назвав его «материю русских земель».

С целью ук-репления своей власти и объединения русских земель под началом Киева Олег совершил походы на древлян, севе-рян, радимичей, покорив и собрав под рукой киевского князя главные восточнославянские племена и наиболее значительные торговые города на пути «из варяг в гре-ки».

Олег освободил русские племена от хазарской зави-симости и дани, наложив киевскую дань на многие пле-мена, платившие и не платившие ее хазарам. Киев стал политическим и экономическим центром большого государства, границы которого надо было укреплять, особенно с юга и востока, где в степях господствовали ко-чевники.

Олег предпринял ряд шагов для укрепления безопас-ности движения торговых караванов и усиления товаро-обмена с Византией. В 907 г. Олег «на конях и кораблях» совершил поход на Константинополь и осадил город, опустошая его сельскохозяйственную округу и угрожая взять штурмом и разорить. Византийский император вынужден был отку-питься, заплатить Олегу дань и назначить определенные привилегии для русских купцов, подтвержденные позднее повторным договором 911г.

Военные удачи и поход Олега на Константинополь произвели большое впечатление на Руси и значительно подняли авторитет киевского князя, называемого великим князем русским. Олега восхваляли в песнях, именовали «вещим», т. е. мудрым, ведающим скрытое от простых людей, прославляли как героя, пове-сившего свой щит на «вратах Царьграда».

12.Как происходило крещение русского народа?

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный -- один из уче-ников Христа.

В начале нашей эры апостол Андрей -- старший брат апостола Петра -- отправился в Скифию. Как свидетельствует «По-весть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) пока-зывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерус-ского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) -- центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред-шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского импе-ратора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства -- отдать за Владими-ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив-ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею ра-венства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест-ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» -- государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест-ным защитником границ державы.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви-зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митропо-лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об-ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церк-ви-- «десятину» (термин происходит от размеров налога, составляв-шего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследст-вии размер этого налога изменился, а его название осталось преж-ним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил на-звание от пещер -- печер, в которых первоначально селились мона-хи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени-ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви-тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

25. Эпоха татарского завоевания. В чём выражалась политическая зависимость Руси от татар? Что помогло нашим предкам собрать понемногу силы и сбросить позднее татарское иго?

Географическое положение Руси, природные и куль-турные богатства ее были причиной последовательной агрессии на ее территорию как с Запада, так и с Востока. С Запада -- рыцарских немецких орденов, шведских рыцарей, вдохновляемых католической церковью, а также литовских племен, находившихся на стадии объедине-ния в одно национальное государство с активной агрес-сивной политикой. С Востока -- диких полчищ, выход-цев из степей и полупустынь Центральной Азии, став-ших известными под именем монголо-татар.

И та и дру-гая агрессии несли народам утрату политической незави-симости, этнокультурной самобытности, физическое ис-требление.

XIII в. -- время трагического кризиса Руси, распада единого древнерусского этноса, окончательного распа-да древнего государственного целого. Различные земли Древней Руси были охвачены междоусобными войнами князей, движимых политическими амбициями и соб-ственническими интересами, за киевский престол, про-должавший формально оставаться столичным.

Самое большое событие века-- Куликовская битва / 8 сентября 1380 г. И князья, и Москва, и другие русские земли шли к этой победе долго, уже в 1361 --1371 гг. и 1374--1380 гг. князь Дмитрий не платил дань татарам.

В 1377 г. Дмитрий Иванович совершил победоносный по-ход на Казань и даже заставил платить дань Москве. Но в том же году зависимый от Мамая Араб-шах (Арапша) разгромил русские войска на р. Пьяне в нижегородской земле.

Однако еще одна суровая битва с превосходящим по силам противником -- войском мурзы Бегича при-несла победу русским на р. Воже в 1378 г., в пределах Рязанского княжества. Тогда Мамай «пыхаюче гневом» начал грандиозный поход на Русь, он замышлял пре-вратить Русь в золу и пепел, произвести опустошение, несравнимое с Батыевым, собирал силы со всей Орды, нанимал в Крыму генуэзских рыцарей. Но на Руси уже царила атмосфера национального подъема: «Кони ржут на Москве... звенит слава по всей земле русской... стоят стяги у Дона великого», -- писал автор «Задонщины» Софоний Рязанец. По преданию, благословил на страш-ную решающую битву с вековечным врагом князя Дмит-рия самый почитаемый инок на Руси святой Сергий Радонежский.

По количеству воинов, принимавших участие в бит-ве, это было одно из самых больших сражений средневе-ковой эпохи вообще. В войске Дмитрия участвовали по-чти все силы русских княжеств: Московского, Ярослав-ского, Ростовского и многих других. Даже литовские кня-зья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский привели свои полки к Дмитрию. (Литовское государство переживало критический период после кончины Ольгерда, единства здесь уже не было; новый общелитовский князь Ягайло готов был поддержать Мамая против русских). Уклони-лись от борьбы с Мамаем враждебные Дмитрию тверской, нижегородский, рязанский князья да правившие Великим Новгородом бояре. «От начал миру такова не бывала сила русских князей и воевод».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.