Рефераты. Кабинет министров С.Ю. Витте

В затруднении Витте находился относительно поста министра народного. Управлял министерством Лукьянов, который стал затем обер-прокурором Святейшего Синода, проводящий в Комитете министров то самые ретроградные взгляды, то высказывающий взгляды несколько противоположные. Человек неглупый, образованный, талантливый, но странный и непостоянный. «Для меня было ясно, - писал С. Ю. Витте, - что Лукьянов, товарищ министра народного просвещения Глазова, не может внушить какое бы то ни было доверие в ведомстве, в котором все учебные заведения находились в расстройстве, в волнении и забастовке».

Первым кандидатом на пост министра народного просвещения вместо генерала В. Глазова, переведенного на должность помощника командующего войсками Московского военного округа, С. Ю. Витте видел известного юриста, сенатора и профессора Петербургского университета Н. Н. Таганцева. Однако он отказался и, по воспоминаниям С. Ю. Витте, «с криком «не могу, не могу» убежал». «По-видимому, - констатировал Витте, - в то время перспектива получить бомбу или пулю никого не прельщала быть министром». Там же. С. 67 - 68. Следующим кандидатом стал профессор Университета св. Владимира в Киеве Е. Н. Трубецкой - «совершенный Гамлет русской революции», по выражению Витте. Там же. С. 71. Однако Трубецкой также отказался.

«Ввиду этого я решил остановиться на человеке университетски образованном, не чуждом учебному делу и не могущем возбудить сомнения по своему прошлому как в общественных слоях, так и в Царском Селе, - пишет С. Ю. Витте. - Я остановился на вице-президенте Академии художеств, гофмейстере двора его величества графе Иване Ивановиче Толстом, воспитаннике Петербургского университета, в качестве помощника благороднейшего великого князя Владимира Александровича по Академии художеств много лет авторитетно управлявшем этим высшим учебным заведением, человеке совершенно независимом и по происхождению хорошо знакомом с так называемым петербургским обществом и дворцовой камарильей… Лично я мало знал графа Толстого, знал его больше по репутации. Остановился же я на нем… потому что во время всех забастовок в петербургских высших учебных заведениях, когда многие начальники этих заведении скисли и стали игрушками в руках обезумевшей молодежи, граф Толстой показал, что он не из тех лиц, которые дают себя терроризировать, и вместе с тем он был уважаем студентами Академии…». Там же.

Граф Толстой не имел особого желания занять этот пост, но когда Витте сказал, что иных кандидатур не видит, в медлить более с образованием министерства не может, согласился.

С. Ю. Витте, правда, боялся, чтобы И. И. Толстой не взял кого-либо из лиц с репутацией либерализма, но «в течение всего моего премьерства граф Толстой себя держал во всех отношениях умно, уравновешенно и благородно; я ему не могу поставить ни одного действия в упрек. В Совете министров он всегда высказывал умеренные и здравые мысли». Там же. Тем не менее черносотенцы окрестили этого разумного и деятельного министра «жидофильствующим кадетом».

Вступая в министерство С. Ю. Витте, И. И. Толстой руководствовался главным: “Свое отечество я люблю и всегда любил; для меня не является пустою фразою готовность пожертвовать собою за отечество, а ведь как раз теперь взывают к моему патриотизму”. И хотя он шел “в министры” с тяжелым сердцем (это ведомство “систематически самоуничтожалось, дойдя до сплошного позора” ) и допускал возможность своего провала, все же надеялся “сделать то, чего другие не смогли сделать годами”. Толстой И. И. Указ. соч. С. 21.

Глава 3. Деятельность Витте во главе Комитета министров

Ситуация на-чала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему не были приятны манеры министра финансов. Все это наряду с нараставшими расхождениями по ря-ду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальне-восточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией "красного", "социалиста", "опасного масона" привело в августе 1903 г. к отставке Витте с поста министре финансов. Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость иметь под рукой компетентно-го советника по сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятель-ная, так как Комитет занимался в основном мелкими текущими делами.

Оказавшийся не у дел министр, еще недавно считавший себя едва ли не вершителем судеб России, крайне тяжело переживал опалу. Однако он не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, теперь ценились им выше матери-альных благ. После убийства эсерами 15 июля 1904 г. В.К. фон Плеве он, по свидетельству современников, предприни-мал энергичные попытки воз-главить МВД.

Осенью 1904 г. процесс нарастания революционной ситуации вступил в но-вую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. В таких условиях ца-ризм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. В качестве одной из важнейших мер выхода из кризиса предла-галось допустить участие выборных пред-ставителей в работе Государственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. В целом Витте вроде бы поддержал такое мнение, но по вопросу о пригла-шении выбор-ных представителей общественности в Государственный совет он зая-вил, что, с одной стороны, такая мера, видимо, нужна, но при этом, с другой сторо-ны, необходимо иметь в виду, что она не может не поколебать суще-ствующий государственный строй. Его позиция, несомненно, укрепила царя во мнении об опасно-сти и вредности предложений министра финан-сов, которым в это время стал П.Д. Святополк - Мирской. Трудно сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановить свою репута-цию в глазах Николая, или таким образом проявились его монархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще одна возмож-ность перевести назревающую революцию в русло реформ. 12 декабря 1904 г. был издан указ, обещавший некоторые преобразования. Он был опублико-ван без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о "незыбле-мости основных законов империи". Более того, наряду с указом был опубликован текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических реформах и представительных учреждениях объяв-лялась "чуждой российскому народу, верному исконным основам сущест-вующего государственного строя". Однако все-таки в результате повторного обсуждения этого вопроса 18 февраля 1905 г. Николай II реск-риптом на имя мини-стра внутренних дел А.Г. Булыгина поручил послед-нему составить проект привле-чения выборных народных представителей к законосовещательной деятельности.

На этот раз Витте пришлось смириться с "царской волей". Вместе с тем у не-го рождается комплексный план борьбы с разраставшейся рево-люцией. Первым и необходимым условием подавления "смуты" должно было стать прекращение рус-ско-японской войны. Ибо она, по мнению Витте, "окончательно расстроит финансы и подорвет экономику страны, усугубит бедность населения и увеличит его озлоблен-ность, вызовет враж-дебные настроения среди зарубежных держателей русских ценных бумаг и как итог - потерю кредита" Из письма С.Ю. Витте Николаю П от 28 февраля 1905 г. и т.д. Советы Витте получили весомое под-тверждение, когда французские банкиры отказались парафировать достиг-нутое, казалось бы, накануне соглашение о займе. И все же царское предубеждение к не-му оставалось стойким. Однако 29 июня император скрепя сердце вынужден был подписать указ о назначении Витте первым уполномоченным для ведения перего-воров, за неимением других кандида-тов.

Резонанс на назначение Витте главой делегации на переговоры, кото-рые должны были состояться в городе Портсмуте (США, т.к. они взяли на себя посред-ничество между Россией и Японией), был неоднозначен. Если буржуазно - либеральная общественность отнеслась в целом к этому факту положительно, то правые круги не скрывали своего недовольства. За ру-бежом же выбор царя рас-сматривался как свидетельство серьезности на-мерений русской стороны заключить мир. Первоначально царь настроен крайне жестко - ни копейки контрибуции, ни ус-тупки пяди земли. Однако, как выяснилось, великие державы выступали за заклю-чение мира любой ценой и только на этих условиях готовы были предоставить России необ-ходимые средства. В конце концов 23 августа был подписан Портсмутский мир, по которому Яюния получил Южный Сахалин, Корея была признана сферой японских интересов и в Маньчжурии был установлен принцип "от-крытых дверей". Витте получил приветственную телеграмму императора, благодарившего его за умелое и твердое ведение переговоров, приведших к хорошему для России оконча-нию.

По возвращении в Петербург Витте был приглашен на царскую яхту, где Ни-колай II поблагодарил его за успешное выполнение сложного пору-чения и объявил о возведении его в графское достоинство. Воодушевлен-ный царским приемом, но-воявленный граф все усилия сосредоточил на борьбе с революцией, входившей с осени 1905 г. в полосу своего высшего подъема. Витте предлагал императору ре-формистский путь освобождения от революции, который он видел в своем назначе-нии премьером и предос-тавлении ему подбора министров. Николай долго колебал-ся в своем реше-нии, но в конце концов он поручил Витте представить развернутую программу действий и проект манифеста, которым государь намерен был объявить о своем решении приступить к преобразованиям. 17 октября 1905 г. Николай II под-писал манифест, составленный князем АД. Оболенским и Н.И. Вуичем под руково-дством Витте. Издание манифеста и обещания преобразований предотвратили не-медленное крушение самодержавия. Буржуазия получила возможность начать ле-гальную организацию своих политических партий. У части рабочих и особенно демо-кратической ин-теллигенции манифест вызвал определенную конституционную эй-форию. Забастовка временно пошли на убыль.

3 ноября 1905 г. был издан манифест "Об улучшении благосостояния и об-легчения положения крестьянского населения" и два указа, целью ко-торых было прекращение захватов и разгромов крестьянами помещичьих имений. Объявлялось о снижении с 1906 г. наполовину и о полной отмене с 1907 г. крестьянских выкупных платежей. Однако все эти меры не осла-били крестьянского движения. Осенью 1905 г. в правительственных и по-мещичьих кругах появляются проекты частичного отчу-ждения в пользу крестьян - конечно, за выкуп - некоторой части помещичьих зе-мель, в ос-новном из сдававшихся в аренду. Эту идею подхватил и Витте, поручив главноуправляющему землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлеру под-готовить соответствующий проект.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.