Рефераты. Герб России

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец". К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу в лапах. Впоследствии этот тип печатей использовался Малороссийским приказом.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":

Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет,

Криле простер, объемлет все мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добре покрывает.

В эти же годы создаются знамена с изображением государственных эмблем. В 1666 году живописец Станислав Лопуцкий расписал царю знамя с четырнадцатью печатями разных земель. В 1669 году он же написал для Коломенского дворца «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеимы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы».*

К этому же времени относится панегирическое сочинение Симеона Полоцкого «Орел Российский». В нем помещен рисунок двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и мечом в лапах, с ездцом, имеющим портретное сходство с Алексеем Михайловичем, на груди. К нему относится надпись: «...орел черный телом таит внутри белизну... скипетр в деснице Орла российского знаменует благодать; меч же царский -- на злых людей. Дин посылает скипетр, а Арей меч».**

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла "показать себя" всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение "О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла.

У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава.

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно

*Лебедев В. "Державный орел России"//Москва// «Родина», 1995

** Лебедев В. "Державный орел России"//Москва// «Родина», 1995

разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

При царе Алексее Михайловиче геральдика в России получила официальное признание и развитие. Московское правительство решило подчинить изоб-ражение русского герба, в том числе и на государственных печатях, геральдичес-ким правилам. С этой целью около 1673 года в Москву по просьбе царя импера-тор Леопольд I прислал своего герольдмейстера, славянина Лаврентия Хурелича (Курелича). Лаврентием Хуреличем в 1673 году было написано сочинение «Родословие Пресвятлейших и Вельможнеиших великих московских князей и прочая...». В Москву «Родословие» было послано самим автором через Павла Менезия в 1674 году из Вены, что было зафиксировано в документах Посольско-го приказа. Кроме собственно родословной русских государей, от Владимира Святославича до Алексея Михайловича, и описания родственных отношений царя с девятью королями других стран, в работе Хурелича помешены портреты великих князей и царей. Портрет великого князя Владимира Святославича окру-жен русскими VI иностранными гербами.

Перевод «Родословия» Хурелича был поручен переводчику Посольского приказа Николаю Скафариго и подъячему Петру Домову, которые в 1672 году уже составили текст «Титулярника», первого русского гербовника. В «Титулярнике» изображение двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой сопровождается надписью «Московский», то есть «Герб московский». Всего в нем изображены тридцать три герба царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул, а также гербы иностранных го-сударств. Возвращаясь к «Родословию...», надо отметить, что оно точно показывало цвета и фигуры русского герба в то время. Если в латинском варианте двуглавый орел изображен черным на золотом поле, а нарисованный отдельно всадник повернут налево от зрителя (в соответствии с западноевропейскими геральдическими прави-лами), то в русском варианте «Родословия...» двуглавого орла изобразили золотым на красном поле, а всадника повернули в соответствии с российской традицией направо от зрителя.

Следующее кардинальное изменение российский герб переживает во времена царствования Петра Великого. (1682-1725). Россия очень изменилась в период его правления. С началом правления Петра начинается эпоха великих преобразований. Молодое, обновленное государство, по мнению Петра, нуждается в изменениях. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел приобретает новые атрибуты власти. Вообще, время правления Петра оказало огромнейшее значение на развитие Руси. Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только "украшением" государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства. Также важно сказать еще об одном Орле, которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет"*. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св.апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России.

С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком

Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.

Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России.

Однако после выхода России на "бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока", двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток. Другими словами, за всю историю существования государства Российского, ее главный государственный символ в очередной раз подчеркнул неделимость российских земель, важность единства нашей страны.

_____________________________________________________________

* Н. Молчанов. "Реформы Петра великого"//Москва// , 1995

От эпохи дворцовых переворотов до свержения монархии

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел вновь изменяется. С груди орла исчезает изображение Георгия Победоносца. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".*

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как "эпоха дворцовых переворотов", что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России. Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла, за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение герба. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла. Таким он и оставался вплоть до начала царствования Екатерины Великой (1762-1796).

В 1762 году вступает она на престол, и Орел меняется, приобретая могучие формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма - Орел, появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.