Сомнительность партнеров проявляется в следующем: капитал государственных предприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам; даже в тех случаях, когда предприятия продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайне искусственна; заведомо не обеспечиваются ровные стандартные условия для граждан, участвующих в процессе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, что обеспечивают сведения акций большинства предприятий к ничтожным величинам.
В качестве альтернативы "номенклатурной" приватизации (о ней до сих пор и шла речь), как правило декларировались, так называемая "народная приватизация". На практике она была осуществлена в крайне незначительных масштабах и предпочитала приобретение каждым гражданином отдельной доли государственной собственности при помощи так называемого ваучера, призванного, по замыслу правительства, создать равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении государственной собственности для всех членов общества.
В действительности же в России в процессе "ваучеризации" присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были реальные ликвидные ресурсы, т.е. у тех, кто в любой момент мог совершать необходимые расходы. Такими силами могли быть либо теневые иностранные капиталы, либо новые коммерческие структуры, либо, наконец, бывшие государственные структуры. Что же касается рядовых граждан, создавших своим трудом государственную собственность в прошлом, то они остались отчужденными от собственности.
К 1991г. в России было приватизировано свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.
Однако это же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать в глубоком экономическом кризисе.
Таким образом, можно сделать вывод. что приватизация государственной собственности, во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан ( за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-четвертых, приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию ( в 1995г. в РФ 1/3 населения находится на уровне ниже прожиточного минимума).
Некоторые специалисты утверждают (и с ними трудно не согласиться), что для создания рыночной системы в России не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен.
Из сказанного, разумеется не следует, что для выхода из затянувшегося кризиса надо немедленно отказаться от проведения реформ и укрепления рыночных отношений. Нет, конечно, однако реформы должны реально улучшать благосостояние всего народа.
А пока на реформах наживаются всякого рода "новые русские" и откровенно криминальные структуры.
Список литературы.
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.
5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
Основные итоги новой экономической политики.
а) форсированная индустриализация и коллективизация б) улучшение благосостояния населения, снижение безработицы в) благоприятное сельского хозяйств:» и промышленности г) развитие товарно-денежных отношении - финансовая реформа д) развитие новых общественных отношений, социалистической экономики.
Лига Наций.
Решение о создании ЛН, а также её состав были приняты 28.04.1919 на Парижской мирной конференции. ЛН была запланирована в качестве организации, ставившей целью международное сотрудничество и предотвращение в будущем международных конфликтов. Необходимость создания подобной организации возникла в ходе WW I. Эту идею отстаивал президент США Вильсон. Государства-члены ЛН взяли на себя обязательства взаимно помогать друг другу в случае нападения, способствовать процессу разоружения и пользоваться лишь открытой дипломатией. Они согласились с тем, что при решении международных конфликтов будут подчиняться решениям Международного суда в Гааге. Мирная конференция узаконила создание ЛН. Членами ЛН стали державы-союзницы, одержавшие победу в войне, а также вновь образованные государства, имевшие право давать или не давать согласие на приём в ЛН новых членов. По приглашению государств-учредителей в ЛН вступил ряд государств Европы, Азии и Америки, причём Швейцария была принята с учётом её постоянного нейтралитета, т.е. она могла принимать участие только в экономических санкциях ЛН. Государства, принятые в ЛН не имели права проявлять агрессию по отношению к любому другому государству, не зависимо от того, является ли последнее государство членом ЛН. В качестве мер, принимаемых по отношению к государствам, нарушающих устав ЛН, применялись только предупреждения и исключения из ЛН. Местопребыванием ЛН стала Женева. Основные органы ЛН - Ассамблея, которая собиралась не менее 2 раз в год, Совет и Секретариат. На правах автономных организаций при ЛН действовали Постоянная палата международного правосудия, Международное бюро труда и т.д. ЛН не справилась со своим предназначением предотвращения мировых конфликтов. Наиболее ярко это проявилось в 2-х случаях: нападение СССР на Финляндию и нападение Германии на Чехословакию. Поэтому после WW II ЛН была заменена на ООН, которая обладала более обширными и полноценными функциями.
Причины победы большевиков в Гражданской войне.
1)Неорганизованность войск белых и их грабежи деревень вызвали ненависть до этого поддерживающего Белых народа. 2)Самоотверженность Красной Армии и умная тактика военачальников. 3)На последнем этапе иностранные правительств отказались оказывать помощь Белой Армии. 4)Огромное численное превосходство Красной Армии и численный перевес в поддержке народа.
Сущность НЭПа.
Основные положения НЭП:
1) Замена продразверстки продналогом, стимулирование крестьянских хозяйств, возможность аренды земли и наём рабочих. 2) Создание мелких предприятий государственно-частной формы. 3) Перестройка управления национальным хозяйством. 4) Изменение оплаты труд на сдельную. 5) Создание новых рабочих мест для военнослужащих, уволенных в запас и выдача пособий по безработице должны сократить дефицит в рабочей силе.
Финансовая реформа в период НЭПа.
1) Подавление бесконтрольной эмиссии бумажных денег. 2) Создание местных бюджетов, лишь частично финансируемых министерством финансов. 3) Новая систем прямых и косвенных налогов. 4)Внедрение червонца, имеющего свободное хождение за рубежом со стабильным курсом.
Индустриализация Р и её итоги.
Глобальные задачи: 1) Развитие тяжелой промышленности для оснащения армии; 2) повышение производительности труда: 3) снижение безработицы; 4) наращивание всех промышленных производств и их национализация;
Важнейшие итоги: 1) средний ежегодный прирост промышленных предприятий 600 шт.; 2) ускорение в 2 раза темпов рост тяжелого машиностроения; 3) снижение безработицы; 4) отставание легкой промышленности.
Итоги коллективизации в Р.
1) раскулачены и обобраны все у кого что-то было; 2) практически все крестьяне стали колхозниками; 3) разгром вековых укладов деревни; 4) сокращено производства зерна; 5) голод начала 30-ых годов; 6) страшный падеж скота;
Какие основные задачи решались в годы довоенных пятилеток?
1)Подъем тяжелой промышленности на ведущее место в мире. 2)Повышение промышленного производства и производительности труда. 3)Обеспечение людей работой и осуществление прав на труд. 4)" С каждого по способностям, каждому по труду!".
С конца 1920 года положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Многомиллионное российское крестьянство, отстояв в боях с белогвардейцами и интервентами землю, все настойчивее выражало нежелание мириться с удушавшей всякую хозяйственную инициативу экономической политикой большевиков. Последние упорствовали, ибо не видели в своих действиях ничего ошибочного. Это понятно: ведь "военный коммунизм" расценивался ими не просто как сумма вынужденных войной чрезвычайных мер, но и как прорыв в правильном направлении -- к созданию нетоварной, истинно социалистической экономики. Правда, признавали большевики (да и то в основном позднее), продвинулись к новой экономике по пути коренной ломки прежних рыночных структур намного дальше и быстрее, чем планировалось первоначально, и объясняли это тем, что буржуазия сопротивлялась по-военному, и необходимо было ради защиты революции немедленно лишить ее экономического могущества. В новых же, мирных условиях, крестьянам следует набраться терпения, исправно поставлять в город хлеб по продразверстке, а власть "разверстает его по заводам и фабрикам", оперативно восстановит на этой основе почти полностью разрушенную за годы лихолетья промышленность, вернет крестьянству долг -- и тогда-то , по словам Ленина, "выйдет у нас коммунистическое производство и распределение". В ответ один за другим в разных концах страны ( в Тамбовской губернии, в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани, в З.Сибири) вспыхивают антиправительственные восстания крестьян. К весне 1921 г. в рядах их участников насчитывалось уже около 200 тыс. человек. Недовольство перебросилось и в Вооруженные Силы. В марте с оружием в руках против коммунистов выступили матросы и красноармейцы Кронштадта -- крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота. В городах нарастала волна массовых забастовок и демонстраций рабочих. По своей сути, это были стихийные взрывы народного возмущения политикой Советского правительства. Но в каждом из них в большей или меньшей степени наличествовал и элемент организации. Его вносил широкий спектр политических сил: от монархистов до социалистов. Объединяло эти разносторонние силы стремление овладеть начавшимся народным движением и, опираясь на него, ликвидировать власть большевиков. В критической ситуации первой послевоенной весны руководство компартии не дрогнуло. Оно хладнокровно бросило на подавление народных выступлений сотни тысяч штыков и сабель регулярной Красной Армии. Одновременно В.И.Ленин формулирует два принципа "урока Кронштадта". Первый из них гласил: "только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах". Второй "урок" требовал ужесточить "борьбу против меньшевиков, социалистов-революционеров, анархистов" и прочих оппозиционных сил. с целью их полной и окончательной изоляции от масс. В результате Советская Россия вступила в полосу мирного строительства с двумя расходящимися линиями внутренней политики. С одной стороны, началось переосмысление основ политики экономической, сопровождавшееся раскрепощением хозяйственной жизни страны от тотального государственного регулирования. С другой -- в области собственно политической -- "гайки" оставались туго закрученными, сохранялась окостенелость советской системы, придавленной железной пятой большевистской диктатуры, решительно пресекались любые попытки демократизировать общество, расширить гражданские права населения. В этом заключалось первое, общее по своему характеру, противоречие нэповского периода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9