Такие формы очень характерны для речи профессиональной. Но данная словообразовательная модель проникает в общеупотре-бительный словарь, правда, чаще на уровне просторечия и обще-городского арго: быть в отпаде; полный отпад; посыл газеты; схлопотать принуд; получить отлуп; иметь хороший прикид. По аналогии появились и формы от прилагательных: наив, серьез (ср.: на полном серьезе); интим, беспросвет, нал, безнал, афган, неформал, инфантил, то же среди терминов: термояд, негабарит, конструктив, криминал и др. Пример: Он глянул вскользь (не в глаза, много чести -- в промельк), мол, ждут тебя уже достаточно долго (В. Маканин). Много подобных образований можно обнаружить в рамках окка-зионального употребления. Например, большой материал в этом отношении дает «Русский словарь языкового расширения» А И. Сол-женицына. Автор явно недоволен «нахлыном международной анг-лийской волны» и представляет словесный материал, опираясь на «утерянные богатства» русского языка. Повышенное внимание в словаре, по словам самого создателя, уделено отглагольным име-нам и наречиям. Вот некоторые примеры: вздым (от вздыматься), взмёт (от взметнуться), взым (от взымать), взыск (от взыскивать) и т.п.
Влиянием социального фактора можно объяснить заимствова-ние некоторых словообразовательных элементов иноязычного происхождения. Случай в принципе для словообразования крайне редкий, если, конечно, не считать суффиксы и приставки лат. и греч. происхождения, приобретшие международный характер. На-пример, модным стало английское слово ГЕЙТ .В качестве нарицательного наименования крупного политического скандала элемент ГЕЙТ стал словообразующим в наименованиях типа Ирангейт, Израильгейт, Панамгейт, Кольтгейт, Моникагейт, Кремлегейт (или Кремлевские уотергейты). Московский уотергейт (МК, 1996, 16 февр.); Кремлегейт: закрыть нельзя расследовать (передача на НТВ, 2000, 12 сент.). Пример из Литературной газеты (1999, 1--7 сент., автор В. Надеин); Руссогейт: подарок судьбы, который Россия не вправе упускать; Моторгейт -- заголовок статьи о скандале, связанном с передачей американской авиастроительной корпора-ции важных секретных разработок пермских моторостроителей (Версия, 2000, 7--13 марта) или один из подзаголовков материала о бизнесмене В. Кириллове: «Кремлингейт -- об исчезновении де-нег, предназначенных для реконструкции Большого Кремлевского дворца»» (Версия, 2000, 14--20 марта).
Современные средства массовой информации оказались средото-чием тех процессов, которые происходят в русском языке, в том числе в его словообразовании. Более того, именно газета, резко изменившая свой облик и направленность, стимулирует эти процессы, расшаты-вая привычные рамки сложившейся системы. И хотя способы, типы и средства словообразования в принципе остаются прежними, актив-но изменяется характер именований, которые образуются с помощью этих способов и средств. В известные словообразовательные типы вливается все новый и новый лексический материал. Характерно и то, что функционально этот материал значительно расширился -- используются единицы, находящиеся на границе литературного языка (разговорный литературный язык), и единицы, выходящие далеко за пределы литературного языка (просторечие, жаргоны). На этом огромном языковом материале активизируется словотворчест-во, с одной стороны, реализующее потенциал языка, с другой -- порождающее ситуативные окказионализмы.
1.2. Окказиональные способы словообразования
Комплексный анализ новых производных слов неизбежно в каче-стве составляющей включает рассмотрение тех словообразовательных механизмов языка, работа которых была востребована в каждом кон-кретном случае словопроизводства.
Если словообразовательная характеристика узуальных слов отра-жает реализацию ресурсов, накопленных словообразовательной системой языка, то характеристика окказионализмов (новообразований), в особен-ности в газетно-публицистическом стиле (поскольку он представляет собой своеобразный полигон речедеятельностных возможностей язы-ка) - выявляет в полной мере резервы этой словообразовательной систе-мы, «потенциал ее будущего развития» [8, 9].
Новообразования в газетно-публицистическом стиле XXI в. можно рассматривать как результат развития словообразователь-ных возможностей языка, иллюстрирующий на данном этапе взаимодей-ствие всех способов узуального и окказионального образования.
Вопрос о соответствии новообразований норме не в последнюю очередь связан с тем, насколько при его производстве нарушены сло-жившиеся в языке закономерности: словообразовательный тип, модель, способ словообразования.
Особенностью собственно окказионализмов (в противоположность потенциальным словам, признаваемым соответствующими норме) явля-ется использование в их производстве только им присущих, окказиональ-ных способов словообразования, которые уже давно представляют инте-рес для научного изучения (А.Ф. Журавлев, Е.А. Земская, В.П. Изотов, Р.Ю. Намитокова, И.С. Улуханов, Н.А. Янко-Триницкая и др.).
Чаще всего анализу подвергаются отдельные способы окказио-нального словообразования либо выделяется их перечень. В работах А.Ф. Журавлева и Р.Ю. Намитоковой мы находим основанную на одинаковых принципах типологию таких способов, на которой и стро-им свои дальнейшие рассуждения.
Разделяя известные способы словообразования на деривацию и композицию, выделим собственно окказиональные способы: в I случае это деривация с деформацией производящей основы, во II - композици-онное скрещение производящих основ. Деформация производящей основы в процессе деривации может быть количественной, связанной с внесением в основу новых элементов или удалением из слова отдельных морфем, и качественной, вызванной подстановкой или перестановкой морфем или сегментов слова.
Количественная деформация производящей основы создает редеривацию и тмезис, а качественная деформация производящей основы приводит к субституции.
Схема 1
способы окказионального словообразования
Деривация с деформацией композиционное скрещение
Производящей основы производящих основ
Количественная качественная редеривация тмезис субституция наложение Контаминация
1. Редеривация [19,98] - процесс, противоположный способам, пред-ставленным узуальным словообразованием. «Всякое соотношение моти-вирующего и мотивированного может быть прочитано не только слева направо, но и справа налево, т.е. потенциально может быть моделью для обратного словообразовательного процесса ... Обратный словообразова-тельный процесс - это окказиональное заполнение пустующей клетки, предназначенной в неполной словообразовательной цепочке для отсут-ствующего в ней слова» [10, 39].
Нами обнаружены случаи:
1)депрефиксации (блазнить < соблазнить, достаток < недостаток, исповедимо < неисповедимо);
2) десуффиксации {проститут < проститутка, «повитух» < пови-туха; последний пример можно рассматривать как удаление нулевого суффикса [10, 40];
3)десубстантивации (в эту группу нами включены «отфамильные» адъективы, сами по себе являющиеся субстантиватами - «политковские» беседы, чацкие мальчики);
4) декомпозиции, когда из состава композита вычленяется один
компонент, употребляемый в качестве самостоятельного слова; процесс этот, по-видимому, аналогичен описанной в деривации лексикализации аффиксов.
И 1 .мая согнали на демонстрацию народ, который был призван за бесплатно, за риск нахвататься рентген и доказать то, к чему при-зывали ген- и другие секи.
Своеобразным вариантом редеривации могут служить случаи ок-казиональной интерпретации, «расшифровки» аббревиаций), превра-щения в аббревиатуры узуальных слов и превращения аббревиаций в узуальные слова на основе созвучия .
1)СНГ - Страна нашей газеты; СНГ - Содружество Наркопроизводящих Государств; НЭП - наша экономическая полоса;
2) НОГА - новая одноразовая газета; ИКС - история крупнейших состояний; ВОР - Великая Октябрьская революция; «КарКас» - Карпов и Каспаров
3) - Вы, кажется, куда-то поступали, но вас не приняли?
- Да, я хотел поступить в Московское академическое хореографи-ческое училище. Друзья потом долго шутили, мол, дал парень МАХУ.
2. Тмезис заключается во вставке в узуальное слово сегмента, морфемы, слова или словосочетания [6: 21].
В качестве аффикса зачастую на морфемном шве вторгается части-ца, не придавая слову противоположное значение: взаимонепонимание < взаимопонимание, словонеохотливый < словоохотливый, руссконеговорящий < русскоговорящий, налогонеплательщик < налогоплательщик. В этих случаях все подвергаемые тмезису слова были композитами. Вторжение корня (основы) наблюдается в одноосновных словах:
... А конфеты в телеприглядеку
- И многие считают, что в столь неприятной неожиданности по-винна ФСК- значит, вы чего-то недоразведывали ...
- А мы не разведка. Мы контрразведка.
- Значит, чего-то недоконтрразведывали.
3. Субституция - «этот способ деривации состоит в подстанов-ке одной морфемы на место другой морфемы или произвольного сег-мента в готовом слове» [4,73].
Транспрефиксация - замена префиксов - наблюдается лишь в одном случае:
О трансрадиксации - замене основы - следует говорить более под-робно.
В случае,если субституции подвергается одноосновное слово, ука-занный процесс может рассматриваться как отмеченное ранее исследова-телями образование по конкретному образцу, аналог}': беспрокат < бес-предел (о прокате фильма «Беспредел»); уматерить < усыновить.
По нашему мнению, именно путем трансрадиксальной субституции одноосновных слов в языке появляются новые аффиксы, такие как компонент -гейт (кремлегейт, горбигейт и Камилл агент по типу Ирангейт). Можно отметить словообразовательную активность сегмента -голик (по типу алкоголик), который передает значение пристрастия, за-висимости от объекта, называемого вносимым в результате субституции в основу компонентом, то есть близкое к значению аффиксоида - ман (ср. игроман, пепсиман, крышечкоман).
Мухоморы в больших количествах запасали на зиму и к праздни-кам, залив водой, долго выпаривали. Полученная смесь, говорят, «забира-ет» похлеще водки. Местные «мухомороголики», которые свой запас грибов уже весь употребили внутрь, бродили вокруг жилищ, где прово-дились праздники...
Обычная, в общем, шутка борцов с сетевой цензурой. И почти не имеет отношения к борьбе за освобождение Ольстера. Шамиль Баса-ев, будьте бдительны, ваше имя чеченского героя будут использовать в корыстных целях плюгавые сетеголики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6