Рефераты. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

Ist der Hampelmann nicht gut?!

Предложенную считалочку дети учили наизусть, был осуществлен ее перевод. Дети охотно выходили к доске, говорили считалочку и изображали человечка мелом в той последовательности, которая указывается в считалочке.

Для формирования грамматически правильно построенных высказываний были предложены в помощь следующие вопросы:

Ist sein Kopf gro? oder klein?

Ist sein Haar hell oder dunkel?

Wie ist sein Hals, lang oder kurz?

Wie sind seine Augen, hell oder dunkel/lustig oder traurig?

Ist seine Nase lang oder kurz, dich oder dunn?

Wie ist sein Mund?

На эти вопросы дети давали правильные ответы, строя предложения так, что глагол стоял на втором месте (в помощь была предложена схема

способствующая грамматически правильно выстроить предложение, используя известную лексику).

Для автоматизации глагола «sein» в Perfekt использовался небольшой логически связный рассказ, в котором задействовано большинство глаголов. Он дается сначала для аудирования, затем ведется работа над его пересказом. В духе соревнования ребята стараются вспомнить, в какой логической последовательности велось повествование и назвать как можно больше глаголов. При этом дети имеют возможность в более широком объеме проанализировать, а затем и систематизировать группу этих глаголов в Perfekt и заучить их в контексте.

При изучении темы «Режим дня» с помощью склонения личных местоимений отрабатывалась лексика и грамматика (возвратные глаголы). Для возвратных глаголов в немецком языке свойственно изменение возвратной частицы в зависимости от лица и числа. Учащимся было предложено рассказать свой режим дня, режим дня вымышленного героя (лентяя, трудолюбивого, неряхи и т.д.). Описывая режим дня от второго лица, учащимся приходилось изменять возвратные частицы в зависимости от лица. Перед составлением режима дня мы с учащимися повторили склонение различных местоимений, в помощь был предложен аншлаг склонения личных местоимений.

Единственное число

Множественное число

Ich mich

Wir uns

Du dich

Ihr euch

Er, sie, es sich

Sie sich

После повторения склонения личных местоимений учащиеся свободно могли рассказать о своем режиме дня, о режиме дня другого человека.

Все перечисленные выше упражнения способствуют более успешному овладению и запоминанию нового материала. При условии строгого выполнения всех упражнений, предусмотренных в учебнике и других компонентов учебного комплекса, а также собственных разработок учителя можно рассчитывать на прочное запоминание и успешное усвоение материала.

Третий этап - итоговая диагностика связана с выявлением эффективности проведенной работы.

В конце практики нами была проведена итоговая диагностика в 5 классе. Учащимся был предложен тест, с целью выявления уровня сформированности лексических и грамматических навыков учащихся.

Проверив и проанализировав работы учащихся, мы выявили, что уровень сформированности навыков учащихся стал выше, чем был на начальном этапе.

В параллельных 6-ых классах были проведены аналогичные работы. Также был проведен эксперимент. В 6«б» классе изучалась сначала лексика, проводился контроль изученной лексики. Затем изучалось грамматическое явление Futurum I. В 6«а» классе изучались лексика и грамматика во взаимосвязи. Результаты показали, что лексико-грамматические навыки у учащихся 6»а» класса значительно выше, чем у учащихся 6»б» класса.

Таким образом, обучение лексике и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи.

Выводы:

1. Учет возрастных особенностей и установление хороших взаимоотношений с учащимися является важным фактором, влияющим на успешность процесса обучения иностранному языку. Роль данного фактора проявляется в возможности определения наиболее адекватных путей повышения мотивации учения, а также в выборе адекватных средств и приемов обучения. Знание психологического аспекта помогает осуществить индивидуальную работу с каждым учащимся.

2. Анализ психологических особенностей освоения лексических и грамматических единиц учащимися показал, что слова, имеющие полное или частичное фонетическое и семантическое сходство в иностранном языке и родном языках не представляют для детей понятийных трудностей и стимулируют тем самостоятельную речь и осмысленную деятельность, развивают интерес к изучаемому языку, вносят эмоциональное оживление в ход урока.

3. Изучение приемов обучения лексике и грамматике способствует более успешному овладению новым материалом. Среди разнообразных приемов обучения наиболее эффективными зарекомендовали себя различные виды игровых упражнений, дифференцированных и повторительных упражнений. Это объясняется тем, что они в большей степени учитывают возрастные особенности школьника.

4. Применение различных приемов позволило выявить наиболее эффективные: словарные диктанты, ответы на вопросы учителя, конкурсы на лучшее знание материала, пятиминутки, игры по группам. Данные приемы позволяют наиболее точно усваивать лексический и грамматический материал при их естественном поведении.

Заключение

Цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей влияния взаимообусловленного обучения лексике и грамматике в формировании навыков устной речи.

Рассмотренные нами теоретические положения, являющиеся основой обучения устной речи на начальном этапе, нашли свое подтверждение в практической деятельности по преподаванию немецкого языка. Из данных исследования видно, что в настоящее время сформировалась тенденция к развитию коммуникативных способностей учащихся. Проведенное нами исследование показало, что взаимосвязанное обучение лексической и грамматической сторонам говорения и чтения ведет к поэтапному, последовательному формированию системы лексико-грамматического оформления устной речи, а также к формированию гибкости лексико-грамматических автоматизмов говорения, т. е. способности к варьированию и комбинированию. Наличие или отсутствие этих способностей указывает на качество коммуникативной компетенции в говорении, основы которой закладываются на начальном этапе.

Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследовательской работы нашла свое подтверждение: обучение лексике и грамматике в их тесном взаимодействии положительно влияет на формирование навыков устной речи. Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута.

Данная работа может оказать помощь студентам колледжа при написании курсовых и квалификационных работ по методике преподавания иностранного языка, а также может быть полезной начинающему учителю немецкого языка.

Список литературы

1. Абрамова Г.С., Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М., «Академия», 1999.

2. Беседы об уроке иностранного языка. /Сост. Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. - Ленинград, «Просвещение», 1975.

3. Бим И.Л., Теория и практика обучению немецкому языку в средней школе, - М., 1988.

4. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев, 1980.

5. Вайсбурд М.Л., Климентенко А.Д., Требования к речевым умениям. - Иностранные языки в школе, 1972.

6. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей - Обнинск: Титул, 2001.

7. Васильева М. М., Практическая грамматика немецкого языка /Ред. Г.А. Спасских - М.: «Издательская корпорация Логос», 1995.

8. Володина М.И. и др. Немецкий язык. Лексический тренинг: Учебное пособие - М.: Иностранный язык, 2002.

9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В, Эльконин Д.Б., Приемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. - «Вопросы психологии»; 1963.

10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании и умственных действий.// Исследовании мышления в советской психологии. - М.: «Наука», 1966.

11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000.

13. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1982.

14. Гердт А.А. Новое в лексике современного немецкого языка.// Иностранные языки в школе; 1952.

15. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. - Киев, 1984.

16. Денисова Л.Г., Симкина В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. - М., 1995.

17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

18. Златогорская Р.Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. - Ленинград, «Просвещение», 1978.

19. Ильин М.С. основы теории упражнений по иностранному языку. - М.: Педагогика, 1975.

20. Канатов С.Ш. Использование компьютерных программ для обучения учащихся старших классов средней школы лексическому аспекту иноязычной речи.//Иностранные языки в школе. - М., 1994.

21. Картон А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку.// Методика преподавания иностранных языков за рубежом./ Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, Е.В. Мусницкая - М., 1976.

22. Климентенко А.Д. Обучение в лексике в V-VII классах. - М., Иностранные языки в школе. - 1974.

23. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранным языкам: - М.: Издательский центр «Академия»,2001.

24. Латышев Л.К., Семенов А.Л. Перевод: теория, практика и методика преподвания. - М.: «Академия», 2003.

25. Левковская К.А. Лексикология современного немецкого языка. - М., «Высшая школа», 1968.

26. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, «Высшая школа», 2004.

27. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра.//Иностранные языки в школе. - 1987.

28. Общая психология.//Под ред. А.В. Петровского - М., 1977.

29. Основы методики преподавания иностранных языков.//Под ред. В.А. Бухбиндера, И.В. Штрауса. - Киев: Вища школа, 1986.

30.Очерки методики обучения чтения на иностранном языке./ Под ред. И.М.Бермана, В.А. Бухбиндера. - Киев,1977.

31.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение,1991.

32. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

33. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность - М.: Просвещение, 1993.

34. Плиев Л.И. Wollen wir lesen und schreiben! - Новгород: Издательство НГПИ, 1993.

35. Поляков О.Г. О некоторых проблемах использование тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку.//Иностранные языки. - 1984.

36. Программа средней общеобразовательной школы, 1-11 классы.//Иностранные языки. - М.: Просвещение, 1992.

37. Программы. Иностранные языки 1-4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994.

38. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. - М.: Высшая школа, 1980.

39. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

40. Скалкин В.Л., Варешкина Н.В. К вопросу функциональной единицы лексико-фразеологического минимума.//Иностранные языки в школе, 1991.

41. Степанова М.Д., Чернышева И.И. Лексическая современного немецкого языка. - М., «Высшая школа», 1962.

42. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. - М., 1962.

43. Хицко А.И., Богомазова Т.С. Говори правильно и выразительно по-немецки! Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992.

44. Чернина Л.Г. Теоретическое и экспериментальное обоснование использования чтения для обучения активной лексике. Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1983.

45. Шатилов С.П. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Л.: Просвещение, 1977.

46. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов филологического факультета. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: И/ц «Академия», 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.