Рефераты. Взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка

Первый этап - этап первичной диагностики предполагал выявление уровня сформированности речевых лексических и грамматических навыков. Для этого существуют различные способы диагностики: анкетирование, тестирование, срез знаний, наблюдение, беседы и т.д.

На первом этапе мы выявили ведущие мотивы изучения иностранного языка, уровень интереса к иностранному языку. Рассмотрим это на примере 5-го класса, для которого специально было разработано и проведено анкетирование по выявлению ведущих мотивов изучения иностранного языка (Приложение 2).

В результате анкетирования мы выявили, что ведущими мотивами изучения иностранного языка в данном классе являются необходимость языка для будущей профессии и жизни, желание детей общаться с зарубежными сверстниками, а также интерес узнавать новое на уроках.

Уровень интереса учащихся данного класса к иностранному языку очень высок. Учащиеся отвечают, что им нравится общаться с учителем и другими учащимися на иностранном языке, а также рассказывать стихотворение на иностранном языке и петь песни. Некоторые ученики дополнительно занимаются иностранным языком в кружке (Приложение 3).

Мотивация играет в изучении иностранного языка большую роль. Она определяет продуктивность учебной деятельности. Качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и потребностей индивида, т.е. ее мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов для достижения целей.

Мы определили, что основным мотивом изучения иностранного языка у учащихся данных классов является необходимость знаний по этому предмету для дальнейшего обучения в вузах. Учащиеся ощущают необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей.

В практической деятельности большое внимание мы уделяли психологическому аспекту, так как знание учащихся и установление хороших взаимоотношений является важными факторами, влияющими на успеваемость процесса обучения иностранному языку.

Учащиеся на начальной ступени обучения иностранному языку характеризуются переходом от младшего школьного возраста к подростковому. Мы строили процесс обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Нами были выявлены особенности познавательного развития детей данного возраста и проанализированы такие психические процессы, как память, внимание, воображение. Найти правильный подход к детям помогли знания по педагогике и психологии, а также методики психолого-педагогического изучения личности и коллектива.

Группа детей, изучающих немецкий язык, содержит наибольшее количество учащихся. Это способствует успешному обучению и установлению более тесного контакта с учащимися. В соответствии с проведенной психологической диагностикой мы определили основные пути повышения трех видов мотиваций.

Для стимулирования коммуникативной мотивации мы организовали общение таким образом, чтобы каждый учащийся нашел свою форму проявления в беседе, показал свои возможности, не боялся высказываться, вел себя активно на уроке. При коммуникации часто возникает потребность в новом слове. Слово, когда оно необходимо для реализации коммуникативных функции, т.е. когда в нем есть потребность, лучше усваивается учащимися. Следует отметить, что слово усваивается непосредственно в речевых образцах, а это в свою очередь оказывает позитивное влияние на его последующее использование в аналогичных ситуациях коммуникациях. Для стимулирования лингвопознавательной функции были проведены языковые: «Кто лучше запомнит и повторит название памятников архитектуры, исторических мест», «Какие имена немецких детей вы знаете?», «Назовите пять домашних животных». В результате лексика тренирует у детей активность, развивает произносительные навыки.

Для развития инструментальной мотивации нами была организована работа с пособиями (словарь, учебник, разнообразные иллюстрации и т.д.), что вырабатывало навык самостоятельной работы дома. На уроках поощрялись фантазии детей, правильные высказывания, рассказы по теме.

В целях повышения эффективности обучения лексике и грамматике рекомендуется учителю проводить целенаправленную работу на повышение мотивации в трех ее разновидностях: коммуникативной, лингвопознавательной, инструментальной. Комплексное стимулирование всех видов мотиваций способствует наиболее продуктивной работе по обучению лексике и грамматике.

Для того, чтобы определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, нами была проведена диагностика сформированости навыка чтения учащихся (Приложение 4).

Проанализировав результаты данной диагностики, мы сделали вывод, что в основном лексические и грамматические навыки учащихся 5-го класса сформированы, но недостаточно сформированы умения использовать их, отвечая на вопросы после прочтения текста. Нами была поставлена задача подобрать наиболее эффективные приемы и методы развития данного умения, а также приемы и методы дальнейшего развития некоторых других умений и навыков устной речи и чтения.

Второй этап - организационно-деятельностный - состоял в организации и проведении экспериментального обучения в 5-ом классе, при котором особое внимание мы уделили изучению особенностей влияния взаимообусловленного обучения лексике и грамматике на формирование навыков чтения и говорения на начальном этапе обучения немецкому языку.

В ходе педагогической практики мы старались повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка с помощью комплексных игровых упражнений. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Упражнения этой группы проводятся в форме готовых инструкций обучаемым и отдельных инструкций преподавателю. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково: от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр. Были проведены лексические игры: «Пять слов», «Запомните предмет», «Что это за животное?» «Найти рифму». Целью этих игр было повторение и закрепление лексики по пройденным темам, развитие лексического навыка. Также проводились игры грамматического характера. Например, игра «Восстановите предложения» на отработку навыка грамматического конструирования предложений. Даются шесть предложений. В течение трех минут необходимо восстановить эти предложения, соблюдая правильный порядок слов. Игры проходили по командам, индивидуально по группам.

«Кто сделал открытие?». Целью этого упражнения является лексико-грамматическое оформление монологических высказываний. Здесь необходимо соотнести приведенные фамилии известных людей с изображениями на рисунках и рассказать о каждом из этих людей, употребляя предложения типа «Это тот, кто…».

Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством активизации в учебном разговоре грамматической структуры в составе диалогических и монологических видов пересказов или изложения содержания прослушанного текста; употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи.

Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка на начальном этапе является формирование у учащихся лексических навыков, как важнейшего компонента экспрессивных (говорения, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. На уроках мы с учащимися наблюдали за употреблением одного и того же слова в различных типах предложений. Мы использовали этот прием работы по усвоению лексики, потому что он позволяет лучше усвоить значение слова, так как оно встречается в различных контекстах.

Мы считаем, что при обучении лексике и грамматике важную роль играет наглядность, так как в условиях отсутствия иноязычной среды средства наглядности помогают моделировать объективный мир и создать условия максимально приближенные к естественным. С помощью наглядности вводились новые лексические и грамматические единицы и речевые образцы, проводила тренировочные и игровые упражнения на овладение лексикой и грамматикой.

Большую помощь оказывают серии картинок, изображающие действия. На их основе была введена лексика. Изобразительный ряд вызывал интерес у учащихся. Серия картинок способствовала быстрому усвоению лексики. На уроках обучения была организована игра «Путешествие по улицам». Целью игры был тренинг лексико-грамматического оформления высказываний назывного, описательного и пояснительного типа. Ученикам предлагалось совершить прогулку по городу по серии картинок. Совершив такую прогулку, дети описывали ее, вспоминая и называя различные детали, характеризующие это путешествие.

Введение лексических единиц осуществлялось с помощью перевода, так как лексика на втором и третьих годах обучения включает в себя абстрактные существительные, имена прилагательные и глаголы. Задача состояла в том, чтобы как можно точнее передать значение новых слов и словосочетаний, занять меньше времени.

В целях прочного усвоения лексики проводилось ее систематическое повторение. Приемы повторения мы использовали разные. Наиболее эффективными приемами, способствующими более прочному запоминанию слов, являются письменные упражнения, выполняемые учащимися дома, а также грамматические упражнения и считалки.

Основной целью обучения грамматическим явлениям иностранного языка на начальном этапе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков, как одного из важнейших компонентов (говорения, аудирования, чтения, письма).

Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку, способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Игра как вид деятельности способствует наиболее успешному усвоению изучаемого материала на уроке иностранного языка. Видоизменяя игровые ситуации, мы старались создать условия для автоматизации лексических единиц и грамматических явлений в их взаимосвязи. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу в речь.

На уроках при отработке учащимися правильно строить предложения при ответе на вопрос, использовалась считалочка, которая помогла быстро усвоить предложенный материал.

Punkt, Punkt…

Punkt, Punkt, Komma, Strich -

Fertig ist nun das Gesicht.

Korper, Arme, Beine dran -

Fertig ist der Hampelmann.

Hande, Fu?e und ein Hut.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.