Рефераты. Риторика

Риторика

2

Риторика

Содержание

  • Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение 5
    • Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие 5
      • §1.1.1. Традиционное определение риторики 5
      • §1.1.2. Сила слова 5
      • §1.1.3. Рождение риторики в античности 5
      • §1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики 6
      • §1.1.5. Сократ. Платон. Аристотель 6
      • §1.1.6. Из истории русской риторики 7
    • Глава 1.2. Современная риторика 9
      • §1.2.1. Определение современной риторики 9
      • §1.2.2. Общая риторика и ее разделы 10
      • §1.2.3. Частные риторики 11
      • §1.2.4. Связь риторики с другими науками и искусством 11
    • Глава 1.3. Риторика и речевое поведение человека 13
      • §1.3.1. Риторика и лингвистическая прагматика 13
      • §1.3.2. Речевое событие 13
      • §1.3.3. Поток речевого поведения, или дискурс 13
      • §1.3.4. Речевая ситуация 14
      • §1.3.5. Речевое действие (речевой акт) и типы речи 15
      • §1.3.6. Принцип гармонии речевого события 17
      • §1.3.7.Требования к поведению говорящего 18
    • Глава 1.4. Законы современной общей риторики 21
      • §1.4.1. Закон гармонизирующего диалога 21
      • §1.4.2. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения 21
      • §1.4.3. Закон продвижения и ориентации адресата 22
      • §1.4.4. Закон эмоциональности 23
      • §1.4.5. Закон удовольствия 23
    • Глава 1.5. Контакт с адресатом, чувство аудитории 24
      • §1.5.1. Контакт как психологическое понятие 24
      • §1.5.2. Чувство аудитории и средства его воспитания 24
      • §1.5.3. Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией 24
      • §1.5.4. Зрительный контакт и голосовой контакт 25
      • §1.5.5. Три способа развития коммуникативности 26
  • Раздел 2. Риторический канон и современное публичное выступление 27
    • Глава 2.1. Изобретение содержания речи 27
      • §2.1.1. Риторический канон и современное красноречие 27
      • §2.1.2. Мотивы отбора «фрагментов действительности» (фаза ориентации) 28
      • §2.1.3. Таксономия 30
      • §2.1.4. Топика 30
      • §2.1.5. Смысловые модели 31
      • §2.1.6. Тема и цель речи 34
      • §2.1.7 Фаза выбора и фаза погружения 35
    • Глава 2.2. Диспозиции 35
      • §2.2.1. Диспозиция как раздел науки 35
      • §2.2.2. Композиция описания и повествования 36
      • §2.2.3. Классический образец речи-рассуждения 37
      • §2.2.4. Структура современного публичного выступления 37
      • §2.2.5. Вступление 38
      • §2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38
      • §2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39
      • §2.2.8. Заключение речи 40
    • Глава 2.3. Украшение содержания (элокуция) 40
      • §2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40
      • §2.3.2. Прямое и косвенное сообщение 41
      • §2.3.3. Риторические тропы 42
      • §2.3.4. Риторические фигуры 44
    • Глава 2.4. Запоминание и произнесение речи 46
      • §2.4.1. Запоминание речи 46
      • §2.4.2. Импровизированная речь 47
      • §2.4.3. Произнесение речи 47
      • §2.4.4. Темп и громкость речи 48
      • §2.4.5. Мимика и жестикуляция оратора 48
  • Раздел 3. Деловая риторика 50
    • Глава 3.1. Деловое общение 50
      • §3.1.1. Понятие деловой риторики 50
      • §3.1.2. Деловое общение. Его цели и типы 50
      • §3.1.3. Основные характеристики делового общения 51
    • Глава 3.2 Беседа 52
      • §3.2.1. Понятие беседы 52
      • §3.2.2. Виды деловых бесед 52
      • §3.2.3. Кадровые беседы 53
      • §3.2.4. Дисциплинарная беседа 56
      • §3.2.5. Проблемные беседы 56
      • §3.2.6. Организационные беседы 56
      • §3.2.7. Творческие беседы 57
      • §3.2.8. Беседы с посетителями 57
      • §3.2.9. Подготовка к беседе 57
      • §3.2.10. Типы вопросов 58
    • Глава 3.3. Переговоры 59
      • §3.3.1. Переговоры и беседа. Отличие между ними 59
      • §3.3.2. Типология переговоров 60
      • §3.3.3. Важнейшие особенности переговоров 60
      • §3.3.4. Подготовка к переговорам 61
      • §3.3.5. Этапы переговоров и типы совместных решений 64
      • §3.3.6. Тактические приемы 65
      • §3.3.7. Ошибки при ведении переговоров 67
  • Литература 69

Данное учебно-методическое пособие «Риторика» знакомит студентов с историей рождения этой науки, с ее законами, с процессом создания публичной речи и ее совершенствования. Кроме традиционных разделов общей риторики в пособие включены и разделы из деловой риторики, которые знакомят с основами ведения беседы и переговоров. Полученные знания помогут будущим менеджерам, и всем, кто хочет овладеть секретами хорошей речи, не только в ситуациях делового общения, но и в повседневной жизни.

Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение

Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие

§1.1.1. Традиционное определение риторики

Наука, к изучению которой мы приступаем, очень древняя: она родилась еще в античности. И, конечно же, за многие века своего существования претерпела значительные изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же. Точное определение современной риторики вы найдете в конце главы. Оно явится выводом из сведений, которые дают представление об истории развития риторики. А пока обратимся к традиционному, общепринятому определению. Слово «риторика» произошло от греческого rheo -- «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Заметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова -- «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Итак, традиционное определение звучит так:

риторика -- теория, мастерство и искусство красноречия.

Ключевое слово «красноречие» вызовет у современного человека неоднозначное толкование: один свяжет его с «краснобайством», умением увести от сути дела, другой -- с узко профессиональной сферой деятельности. И оба будут неправы, потому что владение словом включает в себя не только филологические проблемы, но и общекультурные, философские, социологические.

Чтобы убедиться в этом, вспомним о том, какое значение и какую силу имеет слово в предназначении человека.

§1.1.2. Сила слова

Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П. П. Гаряев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. Вот почему к слову нужно относиться очень бережно.

§1.1.3. Рождение риторики в античности

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. -- М., 1969. -- С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.

Мы обратимся к лучшим страницам истории риторики, к именам тех, кто внес в ее развитие неоценимый вклад. На первых порах она была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.

§1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики

Кто же такие софисты и почему рождение риторики связывают именно с ними? На второй вопрос нам ответил русский философ А. Ф. Лосев. «Хотя греки всегда любили поговорить, -- пишет А. Ф. Лосев, -- и славились своими проникновенными речами, как до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. -- М., 1969. -- С. 29). Ответ на первый вопрос будем искать, обратившись к истории слов софист, софизм, софистика. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и т.д. «Так что же рассуждать? -- спрашивает софист Протагор. -- Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного…»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.