Рефераты. Зарождение капиталистических отношений в Западной Европе

Капитализм внос коренные изменения не только в хозяйственный строй. С ним свя­зано рождение двух новых классов: про­мышленной буржуазии, владельцев ору­дий и средств производства, и пролетариа­та, лишенного и того и другого и принужденного жить прода­жей своей рабочей силы.

В области политического устройства государства на смену сословной монархии приходит абсолютная монархия — как арбитр между старым господствующим классом феодалов и буржуази­ей и как защитница обоих классов от революционного движе­ния народных масс, подвергающихся и феодальной и капита­листической эксплуатации. Буржуазия становится все более мощным в экономическом отношении классом, но все же недо­статочно сильным, чтобы поставить вопрос о захвате власти. Власть остается в руках феодалов, но централизованная монар­хия, стремясь повысить свои доходы, поддерживает укрепляю­щееся капиталистическое хозяйство и буржуазию, а та в свою очередь опирается на абсолютную монархию, которая обеспе­чивает ей успешную конкуренцию на внешнем рынке и ссуда­ми поддерживает и расширяет мануфактурное производство.

В ряде государств Европы, как в больших, так и в малых, устанавливается эта новая форма монархии. Даже в Англии при Тюдорах (1485—1603), несмотря на существование парла­мента, королевская власть приобретает исключительно боль­шую силу. Однако по мере роста буржуазии и ее богатства гос­подству феодалов приходит конец. Используя народные массы, ненавидевшие феодалов и феодальную эксплуатацию, буржуа­зия стремится к власти. Наступает период буржуазных рево­люций.

Первая, но неудачная буржуазная революция произошла в Германии. Она началась как выступление против католической церкви — идеологического покрова феодализма. Церковь в Германии, пользуясь политическим неустройством страны, раз­дробленной на множество мелких княжеств, и не встречая сопротивления со стороны сильной центральной власти, смот­рела па Германию как на главный источник своих доходов. Поэтому здесь на самой ранней ступени капиталистического развития немецкое бюргерство, перераставшее в буржуазию, выступило против бесконечных материальных претензий как местного духовенства, особенно крупных духовных феодалов, так и центра католицизма — папского государства.  Немецкая буржуазия в лице своего пред­ставителя Мартина Лютера (1483—1546) требовала «дешевой» церкви, ликвидации власти папы над не­мецкой церковью и подчинения последней светской власти. В Германии началось широкое общественное движение, охва­тившее в конечном счете и народные массы. Однако народ требовал не только изменения церковных порядков, но и широ­кой социальной реформы, подрывавшей феодальные устои, в от­дельных же случаях высказывались и более радикальные идеи переустройства общества на началах «божьей справедливо­сти», идеи, в которых проступало смутное представление народ­ных масс, особенно немецкого предпролетариата, о возмож­ности социального равенства.

Началось широкое восстание крестьянских масс — Великая крестьянская война в Германии (1524—1525 гг.), которая так напугала буржуазию, что она отошла от движения, пошла на соглашение с феода­лами и вместе с ними принимала участие в жестокой расправе с крестьянами. В ре­зультате этого реформация ограничилась только реформой церкви, упрощением церковного культа, отменой многих обря­дов и таинств. Она не только не уничтожила феодальных по­рядков, но даже укрепила их. Церковные земли и имущество были конфискованы князьями, которые больше всего и выигра­ли от реформации, обогатившись за счет церкви. Германия как была, так и осталась политически раздробленной на множество самостоятельных государств-княжеств. Власть императора ста­новилась все более призрачной.

Первой успешной буржуазной революцией было восстание Нидерландов против Испании, под властью которой Нидерланды находились еще с XV в. Нидерланды бы­ли передовой в хозяйственном отношении страной.

К началу XVI в. мануфактурное производство достигло вы­сокого уровня в южной части Нидерландов: во Фландрии и Брабанте; в северной части — в провинциях Голландия, Зелан­дия и др.— сильно развилось животноводство, рыболовство (ловля сельдей) и кораблестроение. Антверпен был центром оживленной мировой торговли.

В политическом отношении Нидерланды, разделенные на 17 провинций, имели общие Генеральные штаты — представи­тельство всех провинций, но они входили в состав владений Габсбургов, императоров Германии и королей Испании, и управлялись наместником испанского короля. Эта связь высокоразвитой страны, ставшей на путь капита­листического развития, с реакционной феодальной испанской державой грозила Нидерландам, особенно при фанатике и изу­вере короле Филиппе II, самыми тяжелыми последствиями. Буржуазия этой страны перешла от католицизма к протестан­тизму и всячески охраняла свои вольные права и привилегии, в том числе самоуправление. В то же время Филипп II пытка­ми и кострами преследовал еретиков и собирался подчинить всю страну испанскому абсолютизму. Он ввел в Нидерланды свои войска и намеревался покончить с самоуправлением.

Тогда в Нидерландах резко усилилось недовольство, охва­тившее не только буржуазию и народ, но и дворянство, кото­рое боялось, что на его место в управлении и в эксплуатации на­рода станет жестокое и жадное испанское дворянство, а стра­ну в целом постигнет судьба американских колоний.

Эта оппозиция переросла в восстание, которое длилось с 1566 до 1609 г. и закончилось тем, что северные провинции во главе с Голландией отложились от Испании и превратились в самостоятельную республику Соединенных провинций, или просто Голландскую республику. Только южные провинции Нидерландов остались в руках Испании и влачили довольно жал­кое существование, тогда как Голландия, которая первая за­ложила основы колониальной системы, уже к 1648 г. достигла высшей точки своего торгового могущества и была образцовой капиталистической страной XVII в. Правда, народные массы Голландии и в 1648 г. испытывали страдания от чрезмерного труда и жестокого гнета. Но такова уж судьба всех капитали­стически развивающихся стран во всем мире. Капитализм про­цветает на эксплуатации народных масс, принужденных жить за счет продажи своего единственного достояния, оставшегося ему после экспроприации, своей рабочей силы.

Начальная стадия развития капитализма в недрах еще гос­подствующего феодального способа производства вызвала колоссальные по своему значению перемены и в структуре общества, и в характере государства: появились два новых класса — буржуазия и пролетариат, усложнилась клас­совая борьба и в результате этого возникла новая форма го­сударства — абсолютная монархия. Не меньшие изменения про­исходили и в области духовной культуры, в науке, в верованиях людей, другими словами — во всей идеологической надстройке общества этого третьего периода средневековья.

Складывавшийся новый класс буржуазии — организатор капиталистического производства и в городе, и в деревне — нуждался для успеха своего дела в произ­водстве товаров, в повышении производительности труда, в том, чтобы производить больше, лучше и дешевле, так как только таким путем предприниматель мог рассчитывать на победу над своим конкурентом. А для этого нужно было знать лучше и свойства сырья, из которого производились товары, т.е., в ко­нечном счете, нужна была наука о природе и ее закономер­ностях.

Начало капиталистической эры было ознаменовано теш умст­венным движением, которое носит название гуманизма и Воз­рождения. И то и другое явление в культурной жизни Европы и было связано с возникновением нового способа производст­ва — капиталистического — и с появлением класса буржуазии. Подъем хозяйственной жизни и дальнейший рост хозяйст­ва и хозяйственной деятельности людей отодвинул старое сред­невековое мировоззрение, поддерживаемое в Западной Европе католической церковью, которая стремилась перенести удовлетворение требований справедливого порядка на тот свет и учи­ла, что человек в земной юдоли должен возлагать все свои на­дежды на бога. Теперь предприниматель-буржуа возлагал свои надежды на самого себя, на свою ловкость, предприимчивость, энергию. Поэтому в центре нового мировоззрения стал уже не бот', а сам человек (homo), откуда и это новое мировоззрение получило название гуманизма.

Время, когда распространялся гуманизм, называется эпохой Возрождения. Это явление было общим для всей Европы. Назы­вается оно так потому, что гуманисты открыли, как много в области науки, и в особенности в области искусства, было сде­лано античными народами— греками и римлянами. Стараясь подражать им и даже идти, особенно в области науки, дальше античных народов, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением античной культуры.

Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре буржуазная культура стала стремительно развиваться в дру­гих странах Европы. Немало способствовало этому книгопеча­тание, изобретенное в середине XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.

На рубеже между старой, церковной и поной, гуманистиче­ской культурой высится величественная фигура флорентийско­го поэта Данте Алигьери (1265—1321 гг.), автора «Божествен­ной комедии». Она написана на итальянском языке. И это не случайно. В XIV—XV вв. во многих государствах пробуждается национальное сознание, и писатели-гуманисты, отлично владев­шие древними языками и писавшие научные трактаты по-латыни, свои литературные произведения создавали не на латин­ском, а на народных языках.

В творениях гуманистов отразились их раздумья о жизни; сюжеты они черпали, как правило, не из церковных легенд, а из окружающей их действительности, героями их произведений становились не идеальные рыцари, а простые люди. Среди бле­стящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, именами кото­рых гордится человечество,— Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (Италия), Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен (Германия), Эразм Роттердамский (Нидерланды), Ми­гель Сервантес (Испания), Вильям Шекспир (Англия) и др.

С эпохой Возрождения связан и высочайший расцвет изо­бразительного искусства. Художники и скульпторы, утверждая реалистические принципы, правдиво отображали современную им действительность, воспевали красоту человеческого тела и величие человеческого духа (Леонардо да Винчи, Микеланд-жело, Рафаэль, Тициан, Веласкес, Рембрандт и др.).

Семимильными шагами двинулась вперед наука. Гуманисты старались изучать природу на опыте. Они заложили основы современного естествознания (Кардано, Галилей), механики (Лео­нардо да Винчи, Галилей), проникали в тайны мироздания (Коперник, Галилей), анатомии и физиологии (Везалий, Гар-вей), материалистически осмысливали природу (Френсис Бэкон, Джордано Бруно).

В области политики они стремились поддерживать централь­ную власть, которая обеспечивала порядок в государстве. Они, наконец, выступили против католической церкви, которая учи­ла, что феодальный строй, как и весь мир, создан богом, а по­этому всякий протест против существующего порядка непозво­лителен и грешен.



Заключение


 Капитализм – это общественно-политический строй, при котором владеющие орудиями производства крупные частные собственники — предприниматели — нанимали и эксплуатировали (присваива­ли результаты труда) рабочих, не имевших ни своих орудий труда, ни земли.

В анализе западноевропейского капитализма авторский коллектив основывался на открытых  марксизмом законах развития и объективной логике изменений  последней эксплуатационной формации. Авторы опирались на результаты исследований, проделанных советскими  экономистами в данной области в последние годы. Были учтены также оценки и выводы, содержащиеся в работах зарубежных исследователей-марксистов. Экономика и политика западной Европы, как и других ведущих капиталистических государств, формировались под влиянием ряда факторов, определяющих  ход мирового  развития в тот период.














Список использованной литературы:


1.      Новая история, М., 1991

2.      Краткая всемирная история, изд-во «Наука», М., 1965

3.      Е. Г. Лапшев, И. К. Шереметьев и другие “Европа: капитализм и общество. Противоречия развития”. Москва, 1990. А. Ф. Шульговский

4.      “Европа на крутом повороте своей истории”. Москва, 1967.

5.      Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в Европе: Социально - экономические проблемы. - М., 1969. - 318 с.

6.      Дружинин Н.М. Генезис капитализма. - М., 1955. - 79 с.

7.      Нечкина М.В. О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной формации. Вопросы истории. - М., 1958, №7.

8.      Нечкина М.В. К итогам дискуссии о “восходящей” и “нисходящей” стадиях капитализма. Вопросы истории. - М., 1963, № 12.

9.      Очерки всемирной истории. Период феодализма. XV-XVII в.. - М., 1955., 6т. - 506 с.

10.  Переход от феодализма к капитализму в Европе. - М.: Мысль, 1969. - 318 с.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.