Капитализм внос коренные изменения не только в хозяйственный строй. С ним связано рождение двух новых классов: промышленной буржуазии, владельцев орудий и средств производства, и пролетариата, лишенного и того и другого и принужденного жить продажей своей рабочей силы.
В области политического устройства государства на смену сословной монархии приходит абсолютная монархия — как арбитр между старым господствующим классом феодалов и буржуазией и как защитница обоих классов от революционного движения народных масс, подвергающихся и феодальной и капиталистической эксплуатации. Буржуазия становится все более мощным в экономическом отношении классом, но все же недостаточно сильным, чтобы поставить вопрос о захвате власти. Власть остается в руках феодалов, но централизованная монархия, стремясь повысить свои доходы, поддерживает укрепляющееся капиталистическое хозяйство и буржуазию, а та в свою очередь опирается на абсолютную монархию, которая обеспечивает ей успешную конкуренцию на внешнем рынке и ссудами поддерживает и расширяет мануфактурное производство.
В ряде государств Европы, как в больших, так и в малых, устанавливается эта новая форма монархии. Даже в Англии при Тюдорах (1485—1603), несмотря на существование парламента, королевская власть приобретает исключительно большую силу. Однако по мере роста буржуазии и ее богатства господству феодалов приходит конец. Используя народные массы, ненавидевшие феодалов и феодальную эксплуатацию, буржуазия стремится к власти. Наступает период буржуазных революций.
Первая, но неудачная буржуазная революция произошла в Германии. Она началась как выступление против католической церкви — идеологического покрова феодализма. Церковь в Германии, пользуясь политическим неустройством страны, раздробленной на множество мелких княжеств, и не встречая сопротивления со стороны сильной центральной власти, смотрела па Германию как на главный источник своих доходов. Поэтому здесь на самой ранней ступени капиталистического развития немецкое бюргерство, перераставшее в буржуазию, выступило против бесконечных материальных претензий как местного духовенства, особенно крупных духовных феодалов, так и центра католицизма — папского государства. Немецкая буржуазия в лице своего представителя Мартина Лютера (1483—1546) требовала «дешевой» церкви, ликвидации власти папы над немецкой церковью и подчинения последней светской власти. В Германии началось широкое общественное движение, охватившее в конечном счете и народные массы. Однако народ требовал не только изменения церковных порядков, но и широкой социальной реформы, подрывавшей феодальные устои, в отдельных же случаях высказывались и более радикальные идеи переустройства общества на началах «божьей справедливости», идеи, в которых проступало смутное представление народных масс, особенно немецкого предпролетариата, о возможности социального равенства.
Началось широкое восстание крестьянских масс — Великая крестьянская война в Германии (1524—1525 гг.), которая так напугала буржуазию, что она отошла от движения, пошла на соглашение с феодалами и вместе с ними принимала участие в жестокой расправе с крестьянами. В результате этого реформация ограничилась только реформой церкви, упрощением церковного культа, отменой многих обрядов и таинств. Она не только не уничтожила феодальных порядков, но даже укрепила их. Церковные земли и имущество были конфискованы князьями, которые больше всего и выиграли от реформации, обогатившись за счет церкви. Германия как была, так и осталась политически раздробленной на множество самостоятельных государств-княжеств. Власть императора становилась все более призрачной.
Первой успешной буржуазной революцией было восстание Нидерландов против Испании, под властью которой Нидерланды находились еще с XV в. Нидерланды были передовой в хозяйственном отношении страной.
К началу XVI в. мануфактурное производство достигло высокого уровня в южной части Нидерландов: во Фландрии и Брабанте; в северной части — в провинциях Голландия, Зеландия и др.— сильно развилось животноводство, рыболовство (ловля сельдей) и кораблестроение. Антверпен был центром оживленной мировой торговли.
В политическом отношении Нидерланды, разделенные на 17 провинций, имели общие Генеральные штаты — представительство всех провинций, но они входили в состав владений Габсбургов, императоров Германии и королей Испании, и управлялись наместником испанского короля. Эта связь высокоразвитой страны, ставшей на путь капиталистического развития, с реакционной феодальной испанской державой грозила Нидерландам, особенно при фанатике и изувере короле Филиппе II, самыми тяжелыми последствиями. Буржуазия этой страны перешла от католицизма к протестантизму и всячески охраняла свои вольные права и привилегии, в том числе самоуправление. В то же время Филипп II пытками и кострами преследовал еретиков и собирался подчинить всю страну испанскому абсолютизму. Он ввел в Нидерланды свои войска и намеревался покончить с самоуправлением.
Тогда в Нидерландах резко усилилось недовольство, охватившее не только буржуазию и народ, но и дворянство, которое боялось, что на его место в управлении и в эксплуатации народа станет жестокое и жадное испанское дворянство, а страну в целом постигнет судьба американских колоний.
Эта оппозиция переросла в восстание, которое длилось с 1566 до 1609 г. и закончилось тем, что северные провинции во главе с Голландией отложились от Испании и превратились в самостоятельную республику Соединенных провинций, или просто Голландскую республику. Только южные провинции Нидерландов остались в руках Испании и влачили довольно жалкое существование, тогда как Голландия, которая первая заложила основы колониальной системы, уже к 1648 г. достигла высшей точки своего торгового могущества и была образцовой капиталистической страной XVII в. Правда, народные массы Голландии и в 1648 г. испытывали страдания от чрезмерного труда и жестокого гнета. Но такова уж судьба всех капиталистически развивающихся стран во всем мире. Капитализм процветает на эксплуатации народных масс, принужденных жить за счет продажи своего единственного достояния, оставшегося ему после экспроприации, своей рабочей силы.
Начальная стадия развития капитализма в недрах еще господствующего феодального способа производства вызвала колоссальные по своему значению перемены и в структуре общества, и в характере государства: появились два новых класса — буржуазия и пролетариат, усложнилась классовая борьба и в результате этого возникла новая форма государства — абсолютная монархия. Не меньшие изменения происходили и в области духовной культуры, в науке, в верованиях людей, другими словами — во всей идеологической надстройке общества этого третьего периода средневековья.
Складывавшийся новый класс буржуазии — организатор капиталистического производства и в городе, и в деревне — нуждался для успеха своего дела в производстве товаров, в повышении производительности труда, в том, чтобы производить больше, лучше и дешевле, так как только таким путем предприниматель мог рассчитывать на победу над своим конкурентом. А для этого нужно было знать лучше и свойства сырья, из которого производились товары, т.е., в конечном счете, нужна была наука о природе и ее закономерностях.
Начало капиталистической эры было ознаменовано теш умственным движением, которое носит название гуманизма и Возрождения. И то и другое явление в культурной жизни Европы и было связано с возникновением нового способа производства — капиталистического — и с появлением класса буржуазии. Подъем хозяйственной жизни и дальнейший рост хозяйства и хозяйственной деятельности людей отодвинул старое средневековое мировоззрение, поддерживаемое в Западной Европе католической церковью, которая стремилась перенести удовлетворение требований справедливого порядка на тот свет и учила, что человек в земной юдоли должен возлагать все свои надежды на бога. Теперь предприниматель-буржуа возлагал свои надежды на самого себя, на свою ловкость, предприимчивость, энергию. Поэтому в центре нового мировоззрения стал уже не бот', а сам человек (homo), откуда и это новое мировоззрение получило название гуманизма.
Время, когда распространялся гуманизм, называется эпохой Возрождения. Это явление было общим для всей Европы. Называется оно так потому, что гуманисты открыли, как много в области науки, и в особенности в области искусства, было сделано античными народами— греками и римлянами. Стараясь подражать им и даже идти, особенно в области науки, дальше античных народов, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением античной культуры.
Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре буржуазная культура стала стремительно развиваться в других странах Европы. Немало способствовало этому книгопечатание, изобретенное в середине XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.
На рубеже между старой, церковной и поной, гуманистической культурой высится величественная фигура флорентийского поэта Данте Алигьери (1265—1321 гг.), автора «Божественной комедии». Она написана на итальянском языке. И это не случайно. В XIV—XV вв. во многих государствах пробуждается национальное сознание, и писатели-гуманисты, отлично владевшие древними языками и писавшие научные трактаты по-латыни, свои литературные произведения создавали не на латинском, а на народных языках.
В творениях гуманистов отразились их раздумья о жизни; сюжеты они черпали, как правило, не из церковных легенд, а из окружающей их действительности, героями их произведений становились не идеальные рыцари, а простые люди. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, именами которых гордится человечество,— Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (Италия), Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен (Германия), Эразм Роттердамский (Нидерланды), Мигель Сервантес (Испания), Вильям Шекспир (Англия) и др.
С эпохой Возрождения связан и высочайший расцвет изобразительного искусства. Художники и скульпторы, утверждая реалистические принципы, правдиво отображали современную им действительность, воспевали красоту человеческого тела и величие человеческого духа (Леонардо да Винчи, Микеланд-жело, Рафаэль, Тициан, Веласкес, Рембрандт и др.).
Семимильными шагами двинулась вперед наука. Гуманисты старались изучать природу на опыте. Они заложили основы современного естествознания (Кардано, Галилей), механики (Леонардо да Винчи, Галилей), проникали в тайны мироздания (Коперник, Галилей), анатомии и физиологии (Везалий, Гар-вей), материалистически осмысливали природу (Френсис Бэкон, Джордано Бруно).
В области политики они стремились поддерживать центральную власть, которая обеспечивала порядок в государстве. Они, наконец, выступили против католической церкви, которая учила, что феодальный строй, как и весь мир, создан богом, а поэтому всякий протест против существующего порядка непозволителен и грешен.
Капитализм – это общественно-политический строй, при котором владеющие орудиями производства крупные частные собственники — предприниматели — нанимали и эксплуатировали (присваивали результаты труда) рабочих, не имевших ни своих орудий труда, ни земли.
В анализе западноевропейского капитализма авторский коллектив основывался на открытых марксизмом законах развития и объективной логике изменений последней эксплуатационной формации. Авторы опирались на результаты исследований, проделанных советскими экономистами в данной области в последние годы. Были учтены также оценки и выводы, содержащиеся в работах зарубежных исследователей-марксистов. Экономика и политика западной Европы, как и других ведущих капиталистических государств, формировались под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот период.
Список использованной литературы:
1. Новая история, М., 1991
2. Краткая всемирная история, изд-во «Наука», М., 1965
3. Е. Г. Лапшев, И. К. Шереметьев и другие “Европа: капитализм и общество. Противоречия развития”. Москва, 1990. А. Ф. Шульговский
4. “Европа на крутом повороте своей истории”. Москва, 1967.
5. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в Европе: Социально - экономические проблемы. - М., 1969. - 318 с.
6. Дружинин Н.М. Генезис капитализма. - М., 1955. - 79 с.
7. Нечкина М.В. О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной формации. Вопросы истории. - М., 1958, №7.
8. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о “восходящей” и “нисходящей” стадиях капитализма. Вопросы истории. - М., 1963, № 12.
9. Очерки всемирной истории. Период феодализма. XV-XVII в.. - М., 1955., 6т. - 506 с.
10. Переход от феодализма к капитализму в Европе. - М.: Мысль, 1969. - 318 с.
Страницы: 1, 2, 3