¨Отсутствие общепринятых классических схем гарантий погашения долговых обязательств.
¨Зависимость числа и доходности осуществляемых эмиссий региональных займов от объема и доходности федеральных облигаций.
¨Бурный рост как общего количества займов, так и объема осуществляемых по ним заимствований.
¨“Пилотный” характер большинства займов, а также кратко- и среднесрочный характер при малых и средних объемах заимствования.
¨Неустойчивость значительного числа региональных займов.
Рассмотрим состояние рынка субфедеральных займов в 1998 г. Конец декабря 1997 г. и первая половина января 1998 г. для всех региональных рынков прошли относительно спокойно. На фоне кризиса мировых фондовых рынков внимание дилеров к облигациям субъектов РФ ослабло. Доходность по всем субфедеральным займам в декабре выросла. Эмитенты предпочли предотвратить резкий рост доходности путем снижения объемов привлекаемых средств. Начало 1998 г. не привело к существенным изменениям в ситуации. Очередной виток кризиса фондовых рынков Азии привел к падению в январе цен на бумаги всех эмитентов. Снижение доходности ГКО-ОФЗ, происшедшее в марте, затронул и рынок региональных облигаций: торги до апреля проходили неактивно. В мае ситуация на вторичном рынке санкт-петербургских ГГКО, омских и оренбургских ОГКО развивалась под влиянием событий на рынке ГКО-ОФЗ. Наиболее стабильным оставался рынок облигаций со сроком погашения до 1 года.
Повышение ЦБ РФ ставки рефинансирования в начале мая болезненно отразилось на рынке субфедеральных займов. Первой реакцией было обвальное снижение цен. Через несколько дней, когда на рынке ГКО наметилась позитивная тенденция, дилеры, не успевшие купить сильно подешевевшие бумаги, начали активно скупать облигации. Неопределенность ситуации на рынке, которая сложилась к июнь вынудила эмитентов не спешить с размещением новых эмиссий. Но они продолжали доразмещать зарегистрированные ранее займы в объемах, необходимых для рефинансирования своих текущих долгов. Неспадающая напряженность на рынке ГКО-ОФЗ все сильнее захватывала и рынок субфедеральных бумаг. В июле 1998 г. стоимость облигаций резко упала. Так, доходность длинных ГГКО приблизилась к 100 %, а оренбургских ОГКО - превысила 130 %, Омских ОГКО на вторичном рынке - 134-137 %, свердловских облигаций - приближается к 105 % (см. рис. А8). В то же время объем торгов облигациями сильно уменьшился. И массовое предложение облигаций не находит встречного спроса.
Положительные новости о достигнутом соглашении с МВФ в конце июля оживили рынок региональных бумаг. Обороты торгов почти по всем бумагам возросли, а доходность снизилась. По мнению аналитиков, оживший рынок и его относительно высокая доходность должна была вызвать большой интерес инвесторов к облигациям. И в связи с изменением ситуации на рынке многие эмитенты объявляли о проведении новых размещений.
Новое повышение доходности ГКО-ОФЗ в начале августа, очередные невыплаты по агрооблигациям осложнили ситуацию на рынке. Для ее стабилизации Минфин РФ принял решение приостановить аукционы по размещению агрооблигаций. В это время очень осложнилась ситуация на рынке агрооблигаций. После длительных переговоров и волокиты увещеваний банк “МФК-Ренессанс” и Credit Suisse First Boston (Москва) приняли решение обратиться в суд с исками о взыскании средств с администраций Республики Алтая, Удмуртия, Ульяновской и Воронежской областей, Ставропольского края за невыполнение обязательств по погашению агрооблигаций. Регионы задолжали инвесторам в общей сложности более 296 млн. руб. Согласно данным банка “МФК-Ренессанс” и агенства “Интерфакс-АФИ”, российские регионы погасили чуть более 25 % своих долгов по агрооблигациям из общей суммы в 1 986 748 тыс. руб. К данному моменту лишь 9 из 45 регионов полностью выплатили обязательства перед владельцами “сельских” облигаций. Общая же задолженность регионов без учета штрафных санкций - 1 421 379 278 руб. /7, с.16/.
В конце августа ожидалось разглашение условий реструктуризации рынка ГКО, и поэтому операторы рынка региональных бумаг практически полностью прекратили операции: торги проходят только на рынке ГГКО (Санкт-Петербург). В секторе Оренбургских и Омских ОГКО, Свердловских СГО дневные обороты упали до минимума. В условиях невыгодности привлечь с рынка средства по приемлемым ценам большинство эмитентов прекратили заимствования, сосредоточились исключительно на погашении облигаций. Замораживание рынка ГКО послужило негативным сигналом для рынка региональных бумаг. Риски инвесторов, имеющих в своих портфелях долговые обязательства региональных администраций, резко возросли, а ликвидность облигаций снизилась. Это не позволяет инвесторам оперативно вывести свои средства из этой группы активов. Доходность облигаций поднялась по некоторым выпускам до 1000 и более процентов в год. Но самым деструктивным фактором для рынка региональных бумаг является то, что начался процесс разрушения института маркет-мейкеров. Не заинтересованные в поддержании рынка банки начали массовую продажу региональных облигаций. Недостаток ликвидности, инфляционные опасения заставали их продавать облигации по любым ценам, предложенными немногими покупателями. Больше всего от этого пострадали рынки сравнительно новых эмитентов и рынки, организованные на региональных торговых площадках. Фактически к середине сентября внебиржевой рынок облигаций прекратил свое существование, т.к. никто из участников не способен гарантировать своевременное проведение расчетов по сделкам.
Подтверждая свое намерение безусловно выполнить все обязательства по обслуживанию региональных догов, администрации некоторых регионов объявили о их реструктуризации. Так администрация Новосибирской области собиралась проводить реструктуризацию внутреннего долга путем обмена обращающихся сегодня на рынке 6- и 9-месячных облигаций областного займа на новые облигации со сроком обращения 1 год. Соответствующее постановление “О реструктуризации долга” подписал 26.08.1998 г. губернатор области. Обмен облигаций планировался производить в день погашения, установленный условиями обращения. Доходность новых обязательств будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день, но не выше 50 % годовых. Уже к сегодняшнему дню Новосибирская область реструктировала 2 выпуска КОДО на сумму 4 670,1 тыс. руб. Обмен облигаций был проведен по средневзвешенной цене - 66,73 % от номинала. Доходность новых облигаций - 51,12 % и 50,13 %.
В свою очередь Минфин Татарстана объявил о начале реструктуризации внутреннего долга по аналогии с ГКО-ОФЗ. Согласно его заявлению, для реинвестирования средств инвесторам будут предложены новые федеральные государственные ценные бумаги. В то же время частным инвесторам планируется предложить по их усмотрению либо получить денежным средствами в соответствии с ранее объявлеными сроками погашения облигаций, или переоформить эти средства в валютные вклады в банке “Ак Барс”.
Рынок агрооблигаций после 17.08.1998 г. остается полностью неликвидным. К настоящему времени 4 из 51 регионов полностью и в срок расплатились по своим обязательствам. Сознавая степень рискованности вложений в агрооблигации, и кризисная ситуация на финансовых рынках страны, Минфин РФ еще в 1 декаде августа отказался от проведения аукционов по размещению агрооблигаций. И надеяться на восстановление аукционов не приходится. После отказа большинства регионов от осуществления платежей по этим ценным бумагам сегодня серьезно говорить о возможности продавать эти ценные бумаги даже по сколь угодно низким ценам.
2.4 Проблемы субфедеральных займов и рынка субфедеральных облигаций
Актуальные проблемы субфедеральных займов:
¨неопределенность статуса и режима налогообложения ценных бумаг субъектов Федерации, которая существовала с конца 1994 г. по май 1995 г. В это время возросло нежелание Минфина РФ придавать государственный статус территориальным займам, т. к. в обратном случае увеличивается государственный долг. Увеличение же количества региональных займов в 1994-1995 гг. привело к тому, что возникло ограничение в предоставлении государственного статуса. Но с выходом постановления ФКЦБ № 1 от 05.05.1995 г. “О ценных бумагах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” и совместного письма Минфина и ГНС России “О льготах по налогообложению ценных бумаг” № 79 от 28.07.1995 г. вопрос о налогообложении ценных бумаг, эмитируемых субъектами РФ был решен: к ним применяется режим, установленный для государственных ценных бумаг;
¨как уже упоминалось ранее, недостаточно разработанная законодательная база: отсутствие законов, регулирующих выпуск ценных бумаг исполнительными органами власти субъектов РФ;
¨несогласованность действий федеральных органов управления на рынке ценных бумаг;
¨отсутствие стандартов подготовки и регистрации реестра проспектов эмитентов, сложность с размещением субфедеральных займов, которая связана с тем, что при разработке схемы займа не проводятся предварительные маркетинговые исследования по определению тех групп инвесторов, на которых могут рассчитывать при проведении займа. Условия и схемы размещения займа могут быть неудобными, а даже неприемлемыми для целых групп потенциальных инвесторов, т. е. реклама рассчитана на одних инвесторов, льготы - на других, условия продажи - на третьих Кроме того, отсутствие маркетингового исследования на предварительном этапе приводит к неверной оценке емкости местного финансового рынка;
¨отсутствие стандартов раскрытия информации и практики публикации эмитентами информации о ходе и итогах реализации займов, а также проектов в рамках займа; отсутствие официальной публикации государственного реестра ценных бумаг субъектов РФ, непрозрачность займа со стороны эмитента, закрытость информации о целях, участниках и их отношениях между собой, гарантиях - все это может послужить основанием для возникновения недоверия инвесторов к эмитенту, что сказывается на количестве размещаемых облигаций;
¨широкое применение долговых инструментов в качестве средства платежа для погашения бюджетных долгов, которое спустя некоторое время приводит к резкому сокращению денежных поступлений. В результате администрация оказывается втянутой в круг финансовой “пирамиды”;
Основными проблемами при разработке, размещении облигаций считают:
¨непредвиденность экономической и политической ситуации в стране;
¨высокая инфляция, нестабильность основных макроэкономических показателей и финансовых индикаторов;
¨невозможность прогнозирования на финансовом рынке;
¨неразвитость инфраструктуры региональных фондовых рынков;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15