Рефераты. Юридические основы аудита

Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетнос­ти, платежно-расчетной и иной документации - это действи­тельно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в осо­бенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансо­вых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимуще­ственно на основе иных специально заключаемых договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит

принципу независимости аудиторов и вообще может ликвиди­ровать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную эконо­мическую ситуацию.

Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоро­вой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их кли­ентами. Она должна осуществляться главным образом на гори­зонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физи­ческих лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомяну­тых предложений о передаче контроля за налогообложением юри­дических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практи­ке аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников нало­говых инспекций, к тому же не получающих из бюджета зара­ботной платы за свою работу.

Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О Государственной налоговой службе РСФСР» возлагают обязан­ности по контролю за поступлением налогов в бюджет именно на налоговую службу. А аудиторы и их услуги упомянуты в Граж­данском кодексе Российской Федерации (части первая и вторая) совсем в другом контексте:

 ст.39 (возмездное оказание услуг);

ст. 91 (управление в обществе с ограниченной ответственно­стью);

      ст. 103 (управление в акционерном обществе);

       ст.561 (удостоверение состава продаваемого предприятия). Таким образом, разрабатываемый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не должен противоречить указанно­му уже действующему законодательству. При подготовке зако­нов, в той или иной мере касающихся аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, специалисты предлагают использовать, например, опыт подготовки Закона Российской Федерации «О не­состоятельности (банкротстве) предприятий». В преамбуле этого закона раскрыты основные понятия, используемые именно в его целях. Подобный подход к определению понятий, имеющих су­щественное значение для толкования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на наш взгляд, крайне важен. Это позволит снизить риск искажений понятий аудиторской деятель­ности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите дало бы существенный толчок к развитию легитимных определений, которые пока отсутствуют, а переводная западная литература, к сожалению, еще не выработала устоявшейся тер­минологии российского аудита. Это будет способствовать и со­ответствующим научным исследованиям в столь важной для рыночной экономике области деятельности.

В соответствии с Проектом закона (как и сейчас по Времен­ным правилам) вновь создаваемые аудиторские фирмы России начинают (а существующие продолжают?) свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринима­тельской деятельности, получения лицензии и включения в Го­сударственный реестр аудиторов (ст.4). Ведение реестра сейчас организует Комиссия (ч. IV, п. 8 Временных правил), а по Проек­ту закона - Аудиторская палата России (ст. 10), которую Проект закона наделяет широкими полномочиями. И в связи с этим по-прежнему остается актуальным ряд вопросов, причем многие из них уже хорошо знакомы, поскольку те же огрехи были и во Вре­менных правилах (п.9, II, 18 и др.).

Не понятно, например, как такое требование государствен­ной регистрации в качестве субъекта предпринимательской дея­тельности согласуется с п. 1, ст. 34 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (там тоже требуется вклю­чение всех предприятий в Государственный реестр). Есть ли не­обходимость вести два государственных реестра? Но допустим, есть, второй - специализированный, только для аудиторов (в отличие, скажем, от юристов или художников, артистов или са­пожников).

Далее, из содержания такой нормы прямо не вытекает, что в аудиторской фирме уже при ее государственной регистрации, а не позже обязательно должен быть аттестованный аудитор. Строго говоря, к такому выводу можно прийти из анализа некоторых других статей Проекта закона (а Правительство Российской Фе­дерации еще ввело и имущественный ценз для таких специалис­тов в 51 % от уставного капитала фирмы), но к чему такая дву­смыслица для отечественных аудиторов? (Кто от этого получает удовольствие, мы покажем ниже, в этой же главе.) Напомним, что в соответствии со ст. 36 Закона "О предприятиях и предпринима­тельской деятельности" необходимо еще и разрешение админис­трации района (города) на занятие хозяйственной деятельностью.

Основной же предпосылкой качественного повышения уровня аудиторской деятельности является коренное измене­ние системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Учитывая важность данного вопроса для дальнейшего развития аудиторской деятельности и в це­лом инвестиционного процесса, нам представляется необхо­димым укрепить связь аудита с принятой системой учета, причем сделать это именно на законодательном уровне, а не на уровне, скажем, стандартов. Причем времени на решение проблем аудита практически не осталось. Дело в том, что Временные правила, а теперь и Проект закона породили боль­ше вопросов, чем ответов, и с вводом их в действие, как уже было подчеркнуто и что будет исследовано ниже, риск ауди­торской деятельности для отечественных фирм существенно повысился.

 



                      3. Виды аудиторских услуг

 

       На Западе, а теперь и в России известны различные виды (типы) аудита. Элементы некоторых из них в нашей стране существовали, хотя они и не назывались элементами аудита. Другие элементы и даже виды аудита только сейчас начинают развиваться.

Во Временных правилах, как и в Проекте закона, нет переч­ня видов аудита, а есть попытка перечислить виды аудиторской деятельности, что далеко не одно и то же. Самая первая попытка перечня видов услуг аудиторов и аудиторских фирм, по моему мнению, оказалась не совсем удачной и тем более далеко не пол­ной.  Поэтому, потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1)      возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2)      зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3)      необходимость специальных знаний для проверки информации;

4)      частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

оказание помощи в организации бухгалтерского учета;

оказание помощи в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

оказание помощи в налоговом планировании и расчете налогов;

консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

разработка учредительных документов и др.;

предоставление информации о будущих партнерах;

информационное обслуживание клиентов;

другие услуги.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1)      контроль за состоянием активов и недопущение убытков, подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2)      подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3)      анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации

4)      оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три цели:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.