Рефераты. Японская экономическая модель

Несмотря на существенные изменения, происшедшие на рынке иностранных инвестиций в Японии за последние годы, роль иностранного капитала в экономике страны продолжает оставаться незначительной. В этом отношении Япония отстает от других промышленно развитых стран. В 1995 г. на компании с иностранным участием приходилось 1,5% общей выручки от продаж в стране, 0,5% занятых и 12,1% импорта (или 3,4% без учета нефтяного импорта). Объем иностранных инвестиций на душу населения составлял всего 154 долл. по сравнению с 775 долл. в Германии, 2172 долл. во Франции и 2889 долл. в США. По мнению членов японского Комитета по административным реформам, «разительная нехватка прямых иностранных инвестиций в Японии свидетельствует о недостаточной ее привлекательности как арены экономической деятельности»

Впрочем, на взгляд экспертов, в самое последнее время инвестиционный климат в Японии становится более благоприятным. По имеющимся оценкам, у иностранных инвесторов появились определенные технические преимущества над японскими конкурентами, японские потребители начали подвергать сомнению оправданность высоких цен в стране, операционные расходы пошли вниз, японские компании стали проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве с иностранцами, ослабли разного рода ограничения на доступ иностранного капитала.

С января 1992 г. для большинства отраслей была введена система, предусматривающая не предварительные, как раньше, а последующие уведомления, направляемые иностранными инвесторами в министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». Либерализация выразилась и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений. Даже там, где сохранились предварительные уведомления, отсутствие отказа через две недели после их подачи означает, что запрос инвестора удовлетворен.

В то же время доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государственными органами, учитывающими интересы охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ними в Кодексе либерализации движения капитала ОЭСР. Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли в силу особенностей национальной экономики по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства, горнодобывающей промышленности, нефтепереработки, кожевенного производства, воздушного и морского транспорта, трастового управления инвестициями.

Японское законодательство позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и военной техники, авиационная промышленность, производство химических веществ двойного назначения, космические исследования, атомная энергетика и др.

Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятия бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство (газоснабжение и электроснабжение). Предпринимательская деятельность в указанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно. Положения этих законов в полной мере распространяются как на деятельность иностранных инвесторов, так и на японские компании.

Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3.

Законодательство наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.

Несмотря на существующие запреты и ограничения, в Японии с 1980 г. не было случаев отказа на нотифицированные инвестиционные заявки. В 1996,  36 компаний подали уведомления об инвестировании в нефтяную промышленность, 3 — в воздушный транспорт, 2 — в производство кожи и кожевенных изделий.

Среди основных законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, следует отметить Закон о валютном обмене и внешней торговле, который, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», включая сделки, связанные с импортом технологий, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Имеются также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии.

Так, в 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора. Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии, и т.д. В 1992 г. был принят Закон о временных мерах содействия импорту и привлечению иностранных инвестиций, в результате чего стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи (в том числе в области налогообложения и кредитования) иностранным компаниям, имеющим свои филиалы в Японии.

Руководствуясь положениями законов, правительство разрабатывает и осуществляет конкретные меры, оформляемые, как правило, в виде отдельных решений кабинета министров или целевых программ, реализация которых нередко требует предварительного обсуждения и последующего принятия в парламенте. Текущий контроль осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, разрабатывающими на основании правительственных решений собственные меры, которые оформляются и издаются в виде приказов, инструкций, циркуляров, рекомендаций, предупреждений, указаний и т.д., до мельчайших подробностей регламентирующих весь процесс деятельности иностранных инвесторов в стране.

Помимо правительственных органов, имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам регулирования деятельности иностранных компаний в Японии, существует целая сеть полуправительственных и частных структур коммерческого и полукоммерческого характера, в частности большое число фондов, а также общественных организаций, ведущих многоплановую работу, охватывающую широкий диапазон мероприятий (от финансирования различных коммерческих проектов до оказания содействия в осуществлении различных форм информационной деятельности), которые способствуют в конечном итоге созданию атмосферы, благоприятствующей проникновению иностранного капитала в Японию.

По решению правительства 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. В состав совета входят представители ключевых министерств и ведомств, ведающих вопросами регулирования иностранных инвестиций. Задача совета, являющегося совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций (в том числе мнения представителей иностранных компаний), готовить обобщающие материалы и представлять рекомендации правительству для принятия решений. При совете создана экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители торгово-промышленных палат США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии, главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники министерств и ведомств на рабочем уровне. Совет работает в тесном контакте со службой урегулирования торговых и инвестиционных претензий.

На базе рекомендаций Совета в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение ряда льгот; увеличен с семи до десяти лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой ее части) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное прежде требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры.

Важное место в правительственной политике содействия притоку иностранных инвестиций отводится мерам, связанным с предоставлением иностранным инвесторам льгот в области налогообложения и кредитования.

Боґльшая часть указанных льгот может предоставляться только тем инвесторам, которые имеют свидетельства, выдаваемые сроком на один год. Для получения такого свидетельства инвестор должен представлять филиал иностранной компании или учрежденное ею дочернее предприятие, в котором ему принадлежит не менее 1/3 капитала. При этом филиал или дочерняя компания должны заниматься производством, оптовой или розничной торговлей или обслуживанием на территории Японии.

За счет Фонда совершенствования промышленной структуры зарегистрированным инвесторам предоставляются гарантии кредитов в пределах 95% их суммы, но не более 1 млрд. иен сроком на десять лет, включая 3-летний льготный период, по основным фондам и сроком на пять лет, включая 3-летний льготный период, по оборотным средствам. При этом требуется поручительство компании с надежным капиталом, в роли которой обычно выступает родительская компания. Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам Организации содействия развитию внешней торговли Японии (ДЖЕТРО). Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств ДЖЕТРО в 12 зарубежных странах. В 1995 г. к работе на постоянной основе приступили советники ДЖЕТРО по вопросам инвестиций в Лос-Анджелесе и Лондоне. ДЖЕТРО регулярно проводит симпозиумы, семинары и выставки, посвященные проблемам иностранных инвестиций в Японии. Создана специальная система постоянно обновляемых компьютерных баз данных, обеспечивающая потенциальных инвесторов информацией по широкому кругу вопросов в режиме реального времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.