Рефераты. Японская экономическая модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.) Политика сбережения в Японии

 

В начале 50-х годов жесткое централизованное распределение финансовых ресурсов было прекращено. С середины десятилетия частные банки уже имели прочную базу для расширения— кредитования, так как стали быстро расти сбере жения и вклады. Норма сбережения домашних хозяйств составила в 1955 г. - 11.9%; в 1960 г. - 14.5; в 1965 г.-15.8; в 1970 г.-17.7; в 1975-22.8 после чего пошла на убыль, но и сейчас удержи вается на уровне 15-17%.

Основные факторы быстрого роста нормы сбережений с середины 50-х годов таковы.

Во-первых, в результате перехода к жесткой финансовой политике резко снизился уровень инфляции. С 1949 г. при решающей роли оккупационной администрации (так называемая "линия Доджа") обеспечивалась сбалансированность всех элементов государственных финансов: общего и специальных счетов центрального бюджета, местных бюджетов, финансов бюджетных организаций и предприятий.

Во-вторых, чрезвычайно низким был исход ный уровень финансовых активов домашних хо зяйств, причем эти активы были в значительной мере обесценены высокой инфляцией. Как только инфляцию удалось обуздать, у людей возникло естественное стремление эти активы нарастить.

В-третьих, в 50-е годы стали заметно расти до ходы. Это было связано как с достаточно успеш ной политикой целенаправленного стимулирова ния ключевых отраслей, так и с тем, что война в Корее (1950-1953 гг.) создала существенный до полнительный спрос на продукцию японской про мышленности.

В-четвертых, существенную роль сыграл де мографический фактор: низкий удельный вес жи телей старших возрастов, которые, как правило, сберегают меньше всех.

В-пятых, росту сбережений способствовала японская практика выплаты бонусов (премиаль ных). Фактически все японские фирмы выплачи вают в середине года своим работникам крупные единовременные бонусы (равные, как правило, двух-трехмесячной зарплате), что подталкивает людей класть эти деньги "на книжку".

В-шестых, те, кто сберегает, пользовались оп ределенными налоговыми привилегиями. В част ности, долгое время проценты по небольшим (до 3 млн. иен) почтовым вкладам не облагались на логом. С 1988 г. эта привилегия была в основном отменена. Она продолжает действовать только для вкладчиков старше 65 лет.

Наконец, в-седьмых, сберегать побуждали сравнительная неразвитость потребительского кредита и до последнего времени невысокие уровни государственных пенсионных выплат.

Подавляющая часть сберегаемых средств осе дала на вкладах в банках, а также в государствен ной почтово-сберегательной сети (так называе мые почтовые сбережения, о которых речь пой дет ниже). Неразвитый рынок ценных бумаг и предельно жесткий контроль за оттоком финансовых ресурсов за рубеж фактически не оставляли иных вариантов. В то же время вкладчик верил в надежность национальных банков и тем более почтово-сберегательной сети. Это было связано, в частности, с усилением надзора над банками со стороны Министерства финансов и с жестким контролем Банка Японии.

В Японии, как известно, Банк развития работает на сбережениях граждан, которые аккумулируются сберегательными кассами, затем собираются под контролем Минфина в централизованный фонд, и тот в административном порядке передается в использование Банку развития Японии, Экспортно-импортному банку и еще 4-м институтам развития. Что бы там ни говорили о пользе иностранных инвестиций (а они, безусловно, важны и нужны), главный источник инвестиций -- национальный капитал, т.е. сбережения. Основной фактор, определяющий размеры сбережений -- это уровень дохода населения. Растет национальный доход -- растут и сбережения. Разумеется, эта зависимость не прямая. На нее влияет склонность населения к "воздержанию от трат", что зависит не только от экономической мотивации. Например, в Англии только 8% доходов идет на сбережения, а в Японии -- более 30%.Например, 70% банковского капитала Японии составляют денежные сбережения, личные сбережения граждан. Передача личных сбережений этой мощнейшей финансовой империи означает существование между ними прочного доверия. Здесь не нужны ни клятвы, ни даже законы, потому что правовые нормы можно изменить. Важна обстановка надежности и действенности законов, порядка и доверия к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.) Политика кредитования в Японии

 

Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по линии Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными кредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать, стратегического курса на создание мощной и на дежной системы кредитования производства, в которой важную роль играют как частные, так и государственные институты. Можно выделить три основные составляющие этого курса.

Во-первых, последовательно проводилась в жизнь идея, что частные кредитные институты должны быть надежными, а их финансовое со стояние - здоровым. Под руководством государ ства шла работа по ликвидации "плохих" (нелик видных) активов. В этих целях использовалась и часть внутренних накоплений банков, уменьшал ся уровень их уставных капиталов и т.д.

Во-вторых, формировалась кредитно-финансовая система, основанная на разделении функций между разными типами специализированных кредитных институтов. Идея заключалась в том, чтобы кредитование всех секторов экономики и все виды кредитования были обеспечены специализированными институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах кредита.

Помимо обычных коммерческих банков (в Японии крупнейшие из них - они кредитуют прежде всего крупных производителей - называют городскими, а менее крупные - региональными), действуют:                           

- банки долгосрочного кредита (только им предоставлено право мобилизовывать средства, выпуская банковские облигации, что облегчает привлечение долгосрочных ресурсов), которые, вместе с траст-банками, специализируются преж де всего на долгосрочном кредитовании :

- кредитные институты кооперативного характера (так называемые банки взаимного кре дита, кредитные ассоциации и т.д.), которые вме сте с региональными банками занимаются преж де всего кредитованием малого бизнеса;

- институты, специализирующиеся на креди товании сельского хозяйства.

Специализированные кредитные институты, кроме того, активно кредитуют друг друга. Так, городские банки, испытывая нехватку ресурсов для удовлетворения спроса на кредит со стороны крупных фирм, активно занимают у остальных кредитных институтов, как правило имеющих свободные средства.

И, наконец, третье направление стратегии формирования кредитной системы - создание сильных институтов государственного кредито вания и инвестирования.

             Важную роль в массированном кредитовании производства играло то, что государство регули ровало уровни процента по всем видам вкладов (либерализация процента растянулась на десяти летия). При этом отчетливо прослеживается тен денция к поддержанию процента на низком уровне.До начала 70-х годов по каждому виду вкладов государство устанавливало, как правило в законо дательном порядке, верхнюю границу процента. Основы послевоенной системы регулирования были заложены в 1947 г., когда начал действовать Временный закон о регулировании процента. В соответствии с ним потолок процента по вкладам стал определять Политический совет (руководя щий орган) Банка Японии на основе рекомендации Консультативного совета по регулированию процента. Первое время Банк расписывал по дробную шкалу потолков в зависимости от вида и срока вклада. С 1970 г. механизм регулирования был упрощен. Центральный банк устанавливал уже рекомендуемые рамки процента, своего рода коридор. В реальной жизни все банки фиксировали процент по верхнему уровню этого коридора.

Со второй половины 70-х и особенно в 80-е го ды стала набирать темпы либерализация процента, фактически завершенная в 1994 г. Таким образом, в течение десятилетий Япония использова ла прямые регламентации процента по вкладам, стремясь держать его на низком уровне.

                  Кредитование как фактор быстрого роста вряд ли сработало бы столь успешно, если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэко номической политике: сочетание жесткого бюд жета с использованием всех возможностей для кредитной экспансии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.