Рефераты. Характеристика плана счетов в кредитных организациях

Характеристика плана счетов в кредитных организациях

Введение.

План счетов предназначен для правильного ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

          План счетов – это приложение к положению Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

          План счетов это нормативный документ, без которого работа в банке не может осуществляться. Без этого документа, как и без уставного капитала или учетной политики кредитная организация не может существовать.

          В плане счетов огромное количество счетов предназначенных для учета материальных ценностей своих клиентов и для проведения операций с их счетами.

          Например, счет 40702 предназначен для учета денежных средств коммерческих организаций наших клиентов, для проведения операций с этим счетом.

В Плане свыше 1000 синтетических счетов. Также в плане счетов есть счета для учета драгоценных металлов, ценных бумаг, основных средств, амортизации, кредитов, депозитов и т.д.

В курсовой работе я даю краткую характеристику бухгалтерского учета в банках и счетов содержащихся в плане счетов.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и особенности бухучета, баланс и операции банков

1.1. Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет и основные задачи

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе3 обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Под предметом бухучета в банках понимаются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. Это имущество кредитных организаций, их обязательства и операции, осуществляемые банками в процессе их деятельности.

Активы — средства, на основе которых осуществляется ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка; пассивы — источники, за счет которых формируются эти средства, и осуществляется деятельность банка. К примеру, банк привлекает депозиты в пассивы и за счет этих депозитов осуществляет кредитные активные операции (кредиты в активе).

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:

1        формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним — инвесторам-кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2        ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

3        выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

4        использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Законодательство Российской Федерации о бухучете состоит из Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухучета в России, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основной методологический центр банковского учета — Банк России. Основной документ банковского учета — «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» ЦБ РФ от 5.12.2002г. № 205-П (далее по тексту — Правила).

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухучете являются:

1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

2. составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.







1.2. Принципы бухучета в банке

План счетов бухгалтерского учета и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, основаны на следующих принципах бухгалтерского учета:

1        непрерывность деятельности — предполагается, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем;

2        постоянство правил бухгалтерского учета — кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода;

3        осторожность — активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды;

4        отражение доходов и расходов по кассовому методу — доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов, за исключением случаев, установленных в Правилах;

5        своевременность отражения операций — операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России;

6        раздельное отражение активов и пассивов — счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде;

7        преемственность входящего баланса —= остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;

8        приоритет содержания над формой — операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой;

9        открытость — отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым и внебалансовый счетам, не отражаются, кроме случаев, предусмотренных Правшами и нормативными актами Банка России.




1.3. Метод бухучета и его элементы

Методом бухучета называется совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются как элементы документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.

Документ — письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухучета.

С документации начинается движение учетной информации. Документация обеспечивает бухучету сплошное и непрерывное отражение деятельности банка. К учету принимаются только правильно оформленные документы, в которых заполнены все обязательные показатели — реквизиты. Это наименование банка, название документа, его номер,  дата составления, краткое содержание банковской операции, ее количественное и денежное выражение; подписи лиц, отвечающих за эту операцию (ответисполнитель, контролер, для кассовой операции еще и кассир).

Основные требования к документам — своевременность и полнота их заполнения, представление их на проверку и обработку, обеспечивающих возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценка имущества и обязательств.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем банка, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно,

Проведение инвентаризации обязательно:

1        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; +   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

2        при смене материально ответственных лиц;

3        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

4        в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

5        при реорганизации или ликвидации организации;

6        в других случаях, предусмотренных законодательством России.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухучета отражаются на счетах бухучета в следующем порядке:

7        излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;

8        недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы банка, сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.