Московский государственный институт
делового администрирования
Курсовая работа по дисциплине
«Основы менеджмента»
на тему
«Характеристика менеджера»
Работу выполнила
студентка 42-к группы
Соколова С.С.
Преподаватель
Елизаров Ю.Ф.
Москва, 2004
Содержание стр
1. Введение 3
2.Общая характеристика менеджера
как руководителя и человека 4
3. Оценка реальных и требуемых навыков 5
4.Формирование управленческих навыков
руководителей 10
5. Влияние имиджа на эффективность
работы менеджера 12
6. Социально-психологические ресурсы
деятельности менеджера 17
7. Заключение 20
8. Список литературы 21
Введение
Одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий этого века – менеджер. Причем неважно какой специализации, это может быть и заведующая детского сада, и менеджер по рекламе, и управляющий персоналом. Даже Президент тоже является менеджером. Исходя из этого, наука управления приобретает всё большую популярность. Но некоторые скажут: «Зачем этому учится? Лидерство закладывается природой!» Но на самом деле это не совсем так. В древнем мире лидерами были самые старые, чуть позже – рожденные в богатых семьях голубых кровей, а теперь – те, кто хочет, может и умеет управлять, двигать прогресс и бизнес вперед. Именно для таких людей современного мира создаются школы бизнеса, где их обучат не просто управлять, а качественно управлять.
Итак, какие личностные характеристики менеджера влияют на эффективность его работы??? Скажу сразу, что все перечислить просто невозможно. Также наличие некоторых характеристик не обязательно, но желательно, а другие можно воспитать в своем характере. Но об этом позже.
Отрицательно влияют следующие качества:[1]
· Неумение управлять собой. Имеется ввиду неумение поддержать физическое здоровье, рационально распределить силы, преодолеть трудности, выйти из стресса быстро и качественно и рационально распределить время.
· Размытые личные ценности. Менеджер должен знать, что такое личные ценности, моральные ценности, надлежащим образом к ним относиться. У успешного менеджера должна быть четко выработанная жизненная позиция.
· Смутные личные цели. Менеджер должен уметь правильно выбрать личную или другую цель, уметь ее определить и знать все возможные пути достижения. Хотя иметь личные цели должен любой человек, для управляющего это приобретает особую значимость. Четко поставленные цели прежде всего косвенно отражает уверенность в себе, своих действиях, что, в свою очередь, крайне важно в работе, т.к. приносит успех при межличностном общении и многих прочих ситуациях.
· Остановленное саморазвитие. Прогресс всегда движется вперед и его надо догонять. Поэтому управляющий должен постоянно и беспрерывно самосовершенствоваться.
· Недостаточность навыка решать проблемы.
· Недостаток творческого подхода. Творческий человек может генерировать гораздо более интересны, оригинальные и захватывающие идеи.
· Неумение влиять на людей. Это наиболее критический недостаток в плохом менеджере. Люди должны следовать за лидером, даже если он не назначен на должность менеджера. Лидерство управляющего очень важно, т.к. это дает новые рычаги управления, новые способы добиться желаемого и многое другое.
· Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.
· Слабые навыки руководства.
· Неумение обучать. Исходя из пословицы «Если хочешь что-то сделать хорошо, то сделай это сам» (которая, разумеется, неприемственна для менеджера), то менеджер должен уметь рассказать, как сделать то, чего он хочет, т.е. обучить.
· Низкая способность формировать коллектив.
Таким образом, если вышеперечисленные характеристики в обсуждаемом человеке присутствуют, то работа управляющим явно не для него. А для кого же?
Общая характеристика менеджера
Для начала рассмотрим должность менеджера как таковую. Она требует особого внимания. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому или экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (менеджеры высшего звена), его структурных подразделений (менеджеры среднего звена) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено менеджеров).
Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей - директоров предприятий, учреждений, организаций и других линейных руководителей - начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.
Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).
Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.[2]
Особенно интересны менеджеры среднего звена. Каждый такой менеджер является одновременно и руководителем и специалистом. Поэтому для этой категории персонала необходимо определить потребности как в развитии управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний.
Оценка реальных и требуемых навыков
Важной задачей для решения первой из перечисленных проблем, является выявление характеристик, наиболее значимых для менеджеров как специалистов по управлению. На основе изучения[3] отечественного и мирового опыта в области развития персонала и разработок, выполненных в Центре Менеджмента и Маркетинга «Прогресс» при Правительстве Российской Федерации для одного из ведущих станкостроительных предприятий Санкт-Петербурга, были предложены следующие критерии[4] для оценки и, соответственно, определения потребности в развитии менеджеров среднего звена.
· степень готовности к работе – несобранный менеджер может забыть слишком много важных дел
· уровень самостоятельности – только самостоятельный руководитель может правильно и успешно руководить
· инициативность – большинство идей должно исходить от управляющего, а не от его подчиненных
· надежность выполнения работ – ненадежный и неответственный руководитель вряд ли сможет заставить компанию (организацию) надежно и эффективно функционировать
· способность убеждать – люди должны быть убеждены в правильности своих действий, должны понимать их глобальный смысл и верить в него
· сотрудничество
· деловая контактность – без деловой контактности трудно наладить полезные для фирмы связи
Страницы: 1, 2, 3, 4