В период экономического кризиса южнокорейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенствования маркетинговых технологий. Особо агрессивная политика проводилась на рынках Ближнего Востока и Северной Америки, что вызвало антидемпинговые меры со стороны США (они касались корейских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).
В первой половине 2000 г. ожидалось увеличение экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая нестабильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно производимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концентрируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.
В 2000 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.
4. Производство полупроводников.
В июне 1999 г. экспорт полупроводников сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров удалось переломить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года сократился лишь на 3,2%. Производство полупроводников увеличилось в 2000 г. на 35,4%, стоимость “чипов” (DRAM) на протяжении того года продолжала оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы инвестиций в производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три основные производителя полупроводников в РК были вынуждены сократить объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию.
Невысокая норма прибыли в этой отрасли вынуждает южнокорейские компании идти также на реструктуризацию производств, особенно с учетом того, что цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. Повышенные затраты в этой области связаны, в первую очередь, с удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые становятся мало конкурентоспособными. Правительство призывает южнокорейские компании сконцентрироваться на профилирующих производствах. Речь, в частности, идет о слиянии полупроводниковых производств компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. В случае их объединения новая компания станет вторым крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании “Сам-сунг”.
Отмечается усиление давления со стороны иностранных конкурентов на южнокорейских производителей полупроводников. В ход идут антидемпинговые меры, угрозы задержать предоставление траншей, обещанных РК в рамках стабилизационной программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые пошлины на “чипы” компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. Не исключено, что примеру США последуют европейские и другие страны.
В 2000 г. в области производства полупроводников началось оживление (рост на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового распространения в мире программы Windows XP и спроса на ПК с процессором Pentium III).
Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке полупроводниковой продукции, “сужение” азиатских рынков в результате экономического кризиса. Однако спрос на современные виды продукции неуклонно растет.
5. Телекоммуникационное оборудование.
Объемы продаж упали на 10-20% (поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответственно). Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и сопутствующее оборудование (на 40%). Экспорт телекоммуникационного оборудования из РК сократился в 2000 г. на 4,8% при одновременном снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в 1999 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок.
В 2000 г. прогнозировалось увеличение производства телекоммуникационного оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако на самом деле, темпы роста оказались невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. Основным катализатором здесь стал экспорт телекоммуникационного оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного оборудования РК начиная со второй половины 2000 г. стал полностью открытым для иностранных конкурентов.
6. Компьютеры.
Ситуация на рынке компьютеров РК в 1999 г. оставалась сложной. Так, объем экспорта компьютерных мониторов, которые являлись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Среди производителей ПК “на плаву” остались лишь крупные компании — в основном те, которые переключились с производства компьютерных мониторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мобильных телефонов.
В 2000 г. местные производители связывали надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных периферийных устройств, увеличением спроса со стороны частного сектора и государства, а также с диверсификацией сбытовой сети за рубежом. Ожидается рост объемов производства на 16,7% по сравнению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд. долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд. долл.).
7. Общее машиностроение.
Несмотря на то, что в этой области в 2000 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн. вон).
При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 2000 г. объем экспорта продукции общего машиностроения РК до 8,9 млрд. долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.
8. Сталелитейная промышленность.
Поставки на внутренний рынок холоднокатаной стали в 1999 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, стальных труб — на 46,1%. Благодаря заказам со стороны судостроительных компаний, поставки листового железа сократились лишь на 4,5%. Производство стали в РК в 1998 г. уменьшилось на 0,4%. Банкротство таких сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской металлургии в 1999 г. в среднем не превышала 85%. Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1999 г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые европейские страны. Не стала исключением и РК. Несмотря на падение спроса на металл со стороны азиатских стран и Японии, экспорт стали из РК в 1999 г. увеличился на 47%, что было связано с девальвацией воны. Однако рост поставок южнокорейской стали встретил жесткое противодействие со стороны правительств США и стран Европы, которые рассматривают возможность применения антидемпинговых процедур по ряду позиций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, холоднокатаная сталь).
В 2001 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства маловероятен, поскольку потребление стали основными отраслями промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). Экспорт стали сократится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с прошлым годом.
В 2000 г. ожидалось сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7% (было произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого года).
9. Нефтехимическая промышленность.
В 2000 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном нате виды продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве и производстве электротехнических изделий). Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на сокращение экспортных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1999 г. продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорейских компаний обменный курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок нефтехимической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать мировые цены на относительно высоком уровне. После сокращения объемов производства в 1999 г. степень загрузки производственных мощностей в этой отрасли не превышала 80%.
В 2002 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останутся ниже уровня прошлых лет из-за отсутствия новых инвестиций в эту отрасль в 1999 г. и усилившейся конкуренции на мировом рынке нефте-химпродукции. В первом полугодии 2000 г. объем экспорта возрос на 4,8% (до 3,4 млн. т.), а во втором полугодии — несколько сократился из-за роста потребления на внутреннем рынке. РК в 2000 г. планирует импортировать продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд. долл.
10. Текстильная промышленность.
В 1999 г. производство текстильных изделий в РК сократилось на 9,1%. объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произведенной продукции остались нереализованными.
Производство готовой одежды в 2000г сократилось на 24,9%, поставки — на 26%, объем нереализованной продукции составил 9,6%. Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей южнокорейского экспорта -повлияло на общее сокращение экспорта текстильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа. [1, c.233 – 236; 10, 11; 6$ 12]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5