Рефераты. Внешняя торговля товарами Южной Кореи

3. Источники экономического роста.


Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали

5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.

В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл. 31. 1).


Таблица №1

Сбережения и капиталовложения, % к ВВП



1976

1980

1985

1990

1995

Сбережения

24, 0

25, 6

32, 2

35, 0 3

36, 2

Накопления

27, 1

32, 8

30, 3

6, 2

37, 5

Источник: [9,c.143]


Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.

В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.

По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.

В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.

 Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989 г.

Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.

Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.

При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.

В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.


II. Отраслевая структура экспорта и импорта.


Ситуация с экспортом и импортом Республики Корея продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Негативное влияние на местных производителей и экспорте­ров оказывают завышенный курс национальной валюты по сравнению с долларом, высокая стоимость креди­та, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.

Вместе с тем, стабилизация финансового поло­жения и увеличение положительного сальдо тор­гового баланса РК в 2001 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в экспорте. Рост мировой экономи­ки, падение цен на сырьевых рынках наряду с ме­рами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промыш­ленности также должны способствовать увеличе­нию объемов производства и увеличению экспор­та. [2, c. 214]


1. Автомобилестроение.

 

Отмеченное в 2000 г. рез­кое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объе­мов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб. см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначитель­ный рост экспорта автомобилей в 1999 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых авто­мобилей также повлияло на сокращение поступ­лений от экспорта. В результате в 2000 г. объем экспорта автомобилей из РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощ­ностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.

1999 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — “Дэу Моторс” приобрела компанию “Санъён Моторс”, а “Хёндэ Моторс” выиграла тендер на право покупки кон­трольного пакета акций обанкротившейся “Киа Моторс”.

Меры правительства РК по поддержке автомо­билестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), ох­вативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектую­щие для автомобильных гигантов.

В 2001 г. местные эксперты ожидали увеличе­ние спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мне­нию, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 2001 г. должен возрос на 6%.


2. Судостроение.

 

С началом экономического кри­зиса в РК портфель заказов у южнокорейских су­достроителей значительно уменьшился. Это объ­яснялось сложностями с предоставлением иност­ранным заказчикам гарантий первоклассных бан­ков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособнос­ти РК. В январе 1999 г., впервые за всю историю юж­нокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальва­ция воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южноко­рейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого го­да). В октябре 2000 г. имевшиеся заказы позволяли за­грузить южнокорейские верфи работой на 2 года. В на­иболее благоприятной ситуации оказались круп­ные судостроительные компании, мелкие и сред­ние фирмы, испытывающие трудности с получе­нием кредитов, а также в условиях низких миро­вых цен на суда, не смогли обеспечить себя доста­точным количеством заказов.

В 2001 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судо­строительных компаний в общемировом портфе­ле заказов также должна возрасти. В 2000 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экс­порт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1999 г., достигнув в 7,5 млрд. долларов.

3. Бытовая электроника.

 

Производство бытовой электроники в РК в 2000 г. возросло на 6,6%. Од­нако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности насе­ления сократился на 40-60% (в 2000 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1998 г., холодильников — на 9%).

Экспорт электротехнических изделий в 2000 г., даже в условиях девальвированной воны, сокра­тился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильни­ков увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Со­кратились объемы экспорта южнокорейской бы­товой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 2000 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответствен­но).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.