Рефераты. влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций

Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:

- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;

- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

1. Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции

Поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение.

Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, инвестиционного климата.

Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.

2. Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.

3. Контроль над заработной платой и ценами

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.

4. Индексация

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

5. «Валютный коридор»

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

6. Денежная реформа.

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы.

7. Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

8. Изменение режима экономической политики

Два основных подхода антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. [15.стр. 85]


Однако стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Главной задачей для Банка России в средне­срочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем факти­чески сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направ­лении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформирован­ных в предшествующие периоды, улучшения ожи­даний, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговре­менного экономического роста. 

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый — это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из призна­ния того, что в настоящее время в России не суще­ствует ни одного показателя, чья взаимосвязь с ко­нечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуе­мой. Поэтому Банк России для достижения конеч­ных целей денежно-кредитной политики будет ана­лизировать и учитывать широкий спектр показате­лей и их влияние на инфляцию.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использо­вание именно этих принципов. Несмотря на усиле­ние значения процентных ставок в реализации де­нежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной пер­спективе при сохранении режима плавающего ва­лютного курса возможно повышение роли про­центных ставок как в формировании, так и в реа­лизации денежно-кредитной политики. 

Сдерживание темпов инфляции. Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомер­ное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. По решению Правительства с июля по­вышены цены на газ на 15%, на электроэнергию на 2,4, железнодорожные та­рифы на перевозки грузов — на 6,8%. До конца текущего года не предусматри­вается дополнительно увеличивать указанные цены и тарифы; решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты с 1 августа, что позволит ограничить рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы.

Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3 - 3, 5 %. Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.

При реализации пессимистического сценария уровень золотовалютных резервов будет оставаться в 2003 году примерно неизменным (поскольку из - за нулевого сальдо платежного баланса свободной валюты на рынке не будет), а при реализации оптимистического - вырастет на $ 7 млрд. Итак, главный банк страны заявляет, что валютные резервы или вообще не вырастут (то есть рублевой эмиссии, единственным каналом которой в России последние несколько лет является именно наращивание ЗВР, не будет), или, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, вырастут на 14 - 15 % ($ 7 млрд.). Такому развитию событий можно только радоваться: ведь если не будет покупки валюты в резерв, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции.

Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.

Если сравнить эти расчеты с данными ЦБ, то сразу становиться ясно, что между ними есть существенное различие. По прогнозу Банка России, при нулевом приросте ЗВР инфляция составит 9 %, а при их росте в 15 % инфляция достигнет 12 %. Последнюю цифру еще можно понять. Но как понять наличие инфляции при неизменном количестве денег в обращении – сказать трудно. Обычно на этот случай в российской экономической литературе всегда приводится стандартное объяснение, которое называется «немонетарной инфляцией» или «инфляцией издержек».   

Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.