Рефераты. влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций

С позиции четвертого критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:

 Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени с достаточной степенью надёжности, и она зачастую является прямым результатом действий правительства. 

 Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия. Ожидаемая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью промышленность развиваться в таких условиях не может, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна. [5.стр. 30]

Инфляция в развивающихся странах

В развивающихся странах преобладают галопирующая ин­фляция и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выра­ботке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития.

Развивающиеся страны по экономическим условиям и факто­рам инфляции можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов инфляции в этих странах выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефи­цита государственного бюджета, через который проявляется боль­шинство факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы, например, чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промыш­ленность, не приносящий быстрой отдачи; в-третьих, диспро­порциональность между ускоренным ростом цен на промыш­ленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйст­венные товары — так называемые «ножницы цен».

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию инфляции издер­жек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с од­ной стороны, путем дефицитного финансирования, т.е. при помощи печатного станка, а с другой — привлечением в расту­щих объемах иностранных займов. В результате в указанных странах возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но, наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.

Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением объема производства и уровня жизни преоблада­ющей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и соци­ального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографи­ческих показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню про­изводства ВВП в 2006 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизи­лось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее ус­тойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного нача­лом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финан­совая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топ­ливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продо­вольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отме­ченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей про­мышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назна­чения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотритель­ность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночно­го саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии — до 92, Казахстана — 78, Украины — 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств на­селения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии).

В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит.

Снижение темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белорус­сии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). На­иболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в це­лом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабо­чих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение раз­вития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном.

В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год ха­рактеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфля­ции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий— в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспе­чен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.).

Итоги 2006 г. подтверждают положение об относительно большей эффек­тивности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования.

Ежегодный прирост ВВП и инфляции  в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %.   (См. Приложение 1).


1.3.  Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государ­ственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначи­лись два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы ограничения денеж­ного спроса путем снижения государственных расходов, повы­шения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов пред­полагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. [11.стр. 115]

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.