Влияние инфляции на процентные ставки описано как эффект Фишера. Смысл которого объясню выкладками. Предположим, изменение цен за период есть ÑР, И некоторая сумма S на тот же период была инвестирована под процент I.
В начале периода на сумму S купил Q товара. Q=S/P. Где процент прироста r есть реальный прирост объема товаров, услуг.
Q(1+r) = S(1+i) / P(1+(ÑP/P)) = Q*[(1+i)/(1+(ÑP/P))]
1+i = (1+r)[(1+(ÑP/P)]
Это уравнение и характеризует эффект Фишера.
(2.8)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Поведение экономики циклично, история повторяется (примерно конечно). Цикл – как естественное развитие экономики содержит следующее:
- рецессия
- восстановление
- развитие
Сколько-нибудь убедительной теории экономических циклов не существует, как нет и единства мнений о причинах их порождающих. В качестве основных:
- импульсные воздействия на экономику, экономические шоки (технологии, новые ресурсы, цены на сырье импорт\экспорт, политика)
- незапланированные увеличения запасов сырья, инвестиции в производство
- трудовые отношения, борьба профсоюзов за гарантии занятости и оплаты труда
Ясно, что учет дело не простое.
Чрезвычайно популярны в последние годы в экономической статистике индикаторы, основанные на методике построения индексов (диффузионные). Подобного рода индексы, по своей природе являющиеся показателями делового оптимизма участников бизнеса, регулярно публикуются (под названием PMI), в США, Англии и Германии, где они создаются соответствующими ассоциацией бизнесменов, применяются они как для оценивания направленности общественного мнения так и для измерения динамики объективных показателей. В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим BOJ, как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики. Данные индексы являются чисто субъективными! Строится анкетно, типа «улучшились ли у них дела, или ведут к ухудшению», и 1 из 3: Да, Нет, Без изменений.
DI = ( % ответивших «Да» ) + 0,5*( % ответивших «без изменений» )
Затем усреднение ,и он как состав PMI, TANKAN. Данные индексы публикуют страны Семерки (это интересно, а с нашей показухой имеет смысл? Разве, что мы всех учим как жить не надоJ). Например Германский PMI с 1998года включает обзор более 350 весомых компаний по пяти вопросам:
- выпуск
- новые заказы
- занятость
- время поставки
- закупки сырья
Используя данные индексы можно уверенней заглянуть на месяц, два, или квартал вперед. (Да вообще по правде говоря, по Немецкой Марке, работать приятней, чем с часовым Фунтом, но не с Евро, с Евро я не подружился). Наиболее мощный охват осуществляет NAPM, национальная американская ассоциация, ежемесячно. Исключение TANKAN, ежеквартальный. (далее не стану углубляться по йене, валюта сильно валотильная, с ней мы пока не сошлись характером. Мои поползновения в сторону Английского Фунта, настоящего джентмена на графике и в волатильности.)
Purchasing Manager’s Index (PMI), NAPM: Обзор американской ассоциации NAPM, лежащей в основе ее индекса, проводить опросник по той же схеме, но с иным уклонов вопроса.
- новые заказы клиентов, новые экспортные и импортные заказы, накопившиеся неисполненные заказы (30%)
- производство (25%)
- занятость (20%)
- время доставки (15%)
- запасы (10%)
PMI = 1. + 2. + 3. + 4. + 5. (100%)
Интерпретация этого индекса не сложна. Из хронологии индекса нужны ближайшие локальные (циклические) минимумы и максимумы, линия 50 и линия 44. Если после периода роста он разворачивается, то это предсказывает спад экономической активности (из истории: он предсказывает максимумы за 7 мес, минимумы за 3 мес.). Падение ниже 50 есть предпосылка для рецессии. А ниже 44 всегда абсолютное снижение активности. В целом он надежно предсказывает разворотные точки.
В исследовании выявилась сильная корреляционная связь с IP. Индексом промышленного производства (проще простого, ведь рулит индустрия).
IP = 0.52*PMI(-2мес)-23.4
Далее ВВП. GDP = 0.317*PMI(-1)-13.9
Примечание: используется индекс аналогичный PMI – NPR, но который изначально строиться через опросник по смыслу: (процент «Да» – процент «нет»). NPR = 2*(DI-50)
И в завершение примечания приведу состав Британского индекса, публикуемого Chartered Institute of Purchasing and Supply (CIPS), LONDON: index PMI:
- output
- new orders
- quantity of purchases
- prices
- suplliers’ delivery times
- stocks of purchasing
- stocks of finished goods
- employment
- consumer goods
- investment/capital goods
- intermediate good
® Имея уже индекс PMI, согласоваться с показателями (почувствовать разницу с историей):
Индустрия:
- объем промышленного производства IP
- использование производственных мощностей CAPU
- заказы на товары длительного пользования DGO
- показатели объема заказов INSR
Инфляция:
- индекс потребительских цен CPI ( CPI= å wi*Pi(t)/Pi(0) ) и Где wi – вес присвоенный данному товару, сумма всех весов равна 1! Pi(0) – фиксированная цена товара по времени t=0.
- Индекс цен производителя PPI
Международная торговля:
- Платежный баланс (Balance of Payments)
- Торговый баланс (Merchandise Trade Balance, TB)
Статистика занятости:
- показатель организованной занятости не с\х сектора (establishment employment)
- показатель самостоятельной занятости (household employment)
- уровень безработицы (UNR = (LF – EF)/LF, где LF – рабочая сила (Labour Force), а EF – численность занятых (Employment Force), стоит мельком глянуть индекс Discouraged Workers, - потерявших надежду, обескураженные работники
- Диффузионный индекс занятости (Employment Diffusion Index, EDI),
EDI = (% отраслей, в которых занятость за период выросла)-(% отраслей, в которых занятость за период не изменилась)\2.
- NAIRU, т.е. уровень безработицы, совместимый с неинфляционным ростом. При низкой безработице явление носит название – жесткий рынок труда (Tight Labour Market).
Индикаторы потребительского спроса:
- Жилищное строительство и рынок жилья
- Полученные разрешения на жилищное строительство (Building Permits)
- Начатые строительства (Housing Starts)
- Завершенные строительства (Housing Complitions)
- Продажи новых и продажи существующих (New and Existing Home Sales)
- Строительные расходы
- розничная торговля
- объем розничной торговли (Retail Sales, RS)
- продажи грузовых и легковых автомобилей (Car and Truck Sales, C&TS)
- индекс настроения потребителя (Consumer Confidence Index, CCI)
Первая заповедь в фундаментальном анализе для меня, как начинающего, проста: «Следи за процентными ставками!». Да, но сказать и понять это проще пареной репы, а вот реально увидеть их проблематично, ведь Центральные Банки отнюдь не спешат раскрыть свои намерения, да и вообще стремятся как можно реже менять свои основные ставки. Влияние изменений ставок может быть весьма длительным, т.к. Система имеет свойство высокой инерции при смене «настроек». Рассмотренные выше индикаторы более менее дают картину настроения Системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10