Рефераты. Управление предприятиями в сфере услуг в условиях приватизации

   Неотделимость услуг (service). Физические товары сначала производят, после чего

их хранят, затем продают и, в конце концов, их потребляют.  В отличие от них, услуги сначала продают и лишь затем производят и потребляют, причем это происходит одновременно. Неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Если услугу предоставляет человек, то он счи­тается частью услуги. В качестве примера предлагаем рассмотреть концерт. Услугой в данном случае является выступление поп - группы. Она не может предоставить услугу без присутствия потребителей (слушателей). Преподаватель не может предоставить услугу, если в аудито­рии нет студентов. Отношение юрисконсульта к своему клиенту влияет на его конечную оценку всего набора полученных услуг. Способность преподавателя достичь взаимо­понимания со студентами влияет на показатели их успеваемости. Таким образом, персонал сферы услуг должен быть хорошо подготовлен к успешному взаимодействию с клиентами.

   Непостоянство качества услуги (service variability). Одной из основных характеристик услуг является то, что ее качество может очень сильно изменяться, в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства качества.  Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Как таковое, качество услуги очень трудно поддается контролю. Например, некоторые гостиницы имеют репутацию того, кто, когда, где и как ее поставщика более качественных услуг, чем другие. В одной и той же гостинице работник службы регистрации может быть вежливым и работать хорошо, в то время как другой, стоящий в нескольких метрах от него, может быть замкнутым и медлительным. Даже качество услуг, предоставляемых одним служащим, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с каждым потребителем. Например, качество услуг предоставляемых одним и тем же адвокатом может существенно меняться.

   Недолговечность услуг (service perish ability). Одной из основных характеристик услуг является то, что ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. В некоторых странах врачи взимают оплату за пропущенную пациентом встречу, поскольку ценность услуги имеет место только в определенный момент времени и исчезает при неявке пациента. Недолговечность услуг не представляет особых проблем, если спрос на нее довольно устойчивый. Однако, если спрос подвержен различным колебаниям, организации сферы услуг часто сталкива­ются с проблемами. Например, компании общественного транспорта вынуждены иметь в резерве для повышенного спроса в часы пик больше машин, чем это было бы необходимо для постоянного в течение всего дня пассажиропотока.

   Отсутствие владения. Когда потребители покупают физические товары, например автомобили или компью­теры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут

продать его. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо


- 3 -

собственностью. По­требитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Страховой полис будет вашим, только когда вы оплатили страховой взнос и периодически продлеваете его. Наступает праздник, во время которого все веселятся, но который рано или поздно заканчивается. В отличие от товара, он недолговечен. Из-за отсутствия владения, фирмы предлагающие услуги должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки с помощью разных методов.

При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп:

1. Производственные (инжиниринг, лизинг, ремонт оборудования и др.).

2. Распределительные (торговля, транспорт, связь).

3. Профессиональные (банки, страховые, финансовые, консультационные, 

    рекламные и другие фирмы).

4. Потребительские (услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением).

5. Общественные (ТВ, радио, образование, культура).

   В обществе постоянно появляются новые виды услуг:

- новые виды деловых (профессиональных) услуг - торговля недвижимостью и

  риэлтерские услуги, размещение временно свободных средств, информационные,

  маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов;

- услуги по воспитанию и обучению детей - гувернантки, частные сады и  школы;

- услуги по уходу за животными - их лечение, кормление, прогулка и 

  временное содержание;

- другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.

   Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей  компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность,

ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги  сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

   Регулирование сферы услуг. Проникать на другие рынки с услугами гораздо  сложнее, чем с товарами. Установление контроля над новейшими сферами  услуг в области банковского дела, телекоммуникаций, информации и  другими ключевыми услугами, посредством которых осуществляется  управление современным производством, может представлять угрозу  национальному суверенитету, именно поэтому все страны разрабатывают  меры регулирования сферы услуг. Условно можно выделить три уровня регулирования сферы услуг:  национальный, двухсторонний, многосторонний. Наиболее важные национальные меры регулирования направлены на  установление и поддержание стандартов обслуживания в национальных  сферах, как медицина, образование и другие важные отрасли  услуг, на защиту внутреннего рынка услуг от иностранных конкурентов и  стимулирование экспорта услуг. Как правило, в основе мер регулирования внутреннего рынка услуг лежат политические, экономические и социальные интересы страны: занятость местной рабочей силы, поддержка местных предпринимателей в ключевых  сферах услуг, учет интересов национальной  обороны, стимулирование роста внутренних капиталовложений, сохранение  национальных культурных ценностей и т.д.

Выделяют шесть основных направлений национального регулирования.

1. Меры по ограничению операций с иностранной валютой в целях улучшения состояния платежного баланса страны: определенные правила обмены  валюты, ограничение сумм, вывозимых за границу, отсрочка платежей в  иностранной валюте.

2. Система государственных закупок, направленная на расширение  потребления услуг национального производства - транспорт, связь и т.д.                                                       

3. Правительственное стимулирование развития национальных отраслей услуг путем предоставления льгот в целях повышения их конкурентоспособности  на внутреннем и

внешнем рынке - субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение.

- 4 -

Это может быть морской и авиационный транспорт, кинопромышленность и т.д. Например, использование национального  тоннажа часто стимулируется предоставлением грузоотправителю  налоговых и таможенных льгот; в договорах, заключаемых на  государственном уровне может присутствовать требование обязательной доставки грузов национальным транспортом.

4. Меры, ограничивающие прямые иностранные капиталовложения в интересах укрепления национальных отраслей экономики, в том числе определенных отраслей

услуг - страхование, банковское дело, реклама, бухгалтерский учет, кинопрокат и т. д. 

5. Ограничения по найму иностранных граждан иностранными фирмами. Законодательства ряда стран, регулирующие деятельность банков и страховых фирм, часто содержат оговорку о том, что руководящие посты в иностранных фирмах должны занимать граждане принимающей страны.

6. Дифференцированное налогообложение иностранных предприятий. Филиалы иностранных фирм могут облагаться более высокими налогами,чем местные предприятия. 

   Кроме перечисленных мер, государство может разрабатывать  специальные  меры  регулирования  отдельных  отраслей  услуг:

- законодательное регулирование национальных сфер услуг (Закон РФ

 «О банках и банковской деятельности», Закон «Об образовании» и т.д.);

- прямое ограничение или запрет на импорт определенных услуг (импорт

  рекламных фильмов, радио и телевизионных передач и т.д.);

- установление определенных рамок для деятельности иностранных компаний на

  внутреннем рынке услуг. 

   Наиболее часто для ограничения импорта определенных видов услуг  используется лицензирование, запрет на перевод доходов от иностранных  инвестиций, а также технические стандарты, квоты, налоги и т.д.


1.2. Международная торговля услугами

    Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента. Основные виды международных услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые  услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.

   Транспортные услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые

всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим

услугам относятся все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам,

в космическом  пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной  страны для резидентов другой страны.

   Поездки (туризм) как компонент платежного баланса отличаются от других  составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид  деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных и личных целей на протяжении срока их пребывания на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на  территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие.                                     

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.