Рефераты. Управление международными лизинговыми операциями

С другой стороны, работающая под иностранным контролем лизинговая компания может иметь доступ к гораздо более значительным, а главное, более дешевым кредитным ресурсам по сравнению с чисто российскими предприятиями. В России в настоящее время процентные ставки и по рублевым, и по валютным кредитам несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой ситуации даже операции по сублизингу имущества через компанию с иностранным участием обходились бы лизингополучателям в России дешевле прямого лизинга имущества у отечественных лизингодателей.

Понятно, что действующие в России иностранные и подконтрольные им отечественные лизинговые компании заинтересованы в продвижении на российский рынок импортного имущества. Некоторые из них имеют порой очень узкую специализацию, занимаясь передачей в лизинг определенных видов имущества например только компьютеров или средств связи и т. д.

Созданию условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствуют Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-913 и предшествующие ему законодательные и подзаконные акты, а также письмо Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июня 1995 г. № 01-13/10268, которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на территорию России, от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что им предполагается обязательный возврат имущества, ввозимого (вывозимого) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляются лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Поэтому лизингополучатель после выполнения лизингового соглашения обязан предоставить отчет с приложением счетов и платежных поручений, выписок по валютному счету, подтверждающих осуществление проплат при осуществлении сделки. При» этом для выкупа передаваемого в лизинг имущества по остаточной стоимости таможне необходимо разрешение ЦБ РФ.

Развитию международного финансового лизинга также способствуют следующие законодательные документы:

• письмо Государственного таможенного комитета Российской \ Федерации «О порядке уплаты таможенных платежей при • частичном освобождении от ушаты таможенных пошлин, налогов, временно ввозимых (вывозимых) товаров» от 28 июля 1995 г. № 01-20/11927;

• инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (введена в действие на основании письма ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208 и приказа Государственного таможенного комитета РФ от 15 ноября 1995 г. № 604);

• письмо ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 15 ноября 1995 г. № 208;

• положение «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» от 6 октября 1997 г. № 527.

Наиболее комплексно изложены подходы к осуществлению операций по международному финансовому лизингу в «Методических указаниях (рекомендациях) по проведению международных лизинговых операций» от 25 декабря 1997 г. № 10-09/5249 (утверждены Министерством экономических связей и торговли РФ по согласованию с ГТК РФ и Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ).

Значительный объем международных лизинговых услуг осуществляют в России не только отечественные и совместные (с участием иностранного учредителя), но и непосредственно зарубежные лизинговые компании. Как правило, их лизинговый рынок охватывает воздушные суда, различного вида транспортное оборудование, а также оборудование для многих отраслей промышленности. При этом, как правило, все коммерческие и политические риски перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются УСЛОВИЯ для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом), выступающей в качестве лизингодателя, и российским потребителем (лизингодателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.

Существует и другой подход к развитию международных лизинговых услуг в России, когда наряду с поощрением конкуренции в финансовой среде такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.

Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким налоговым и таможенным законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).

Переход России к рыночным отношениям осуществляется в условиях неразвитости необходимых экономических институтов, что сказывается на темпах развития экономики. Поэтому лизинг как один из рыночных механизмов преодоления инвестиционного кризиса необходимо поднять на достаточно высокий уровень, обеспечить его развитие как экономического и инвестиционного инструмента, создавая для этого необходимые льготные условия. В настоящее время налоговый режим и таможенно-валютное регулирование недостаточны для стимулирования лизинга. Необходимы дополнительные подзаконные акты, государственные гарантии и прямая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов реализуемых через финансовый (в том числе и международный) лизинг. Как известно, последний имеет экономический смысл только тогда, когда он выгоден для всех его участников. Однако если лизингополучатель всегда получает

налоговый выигрыш за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции, то лизингодатель, отнеся свои издержки на производственные затраты, имеет ограничение действующими нормами налогового законодательства. Поэтому государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг, например, путем введения в действие режима ускоренной амортизации и других льготных мер. Рынок лизинговых услуг в условиях инвестиционного кризиса ограничен, однако если его правильно организовать, используя все преимущества, то лизинговые компании могут превратиться в постоянный источник поставки имущества как отечественным, так и зарубежным потребителям. При этом лизинговые компании могли бы иметь скидки с цен за имущество, поставляемое крупными партиями. Кроме того, взаимодействуя с зарубежными лизинговыми компаниями, обеспечили бы доступ к относительно дешевым зарубежным кредитам.

Основными предпосылками такого развития рынка лизинговых услуг являются: стандартизация лизинговых соглашений; система контроля кредитоспособности клиентов; расширение каналов сбыта имущества и предложений инвестиционных услуг.

Поскольку процентные ставки за валютные кредиты в России значительно выше, чем во многих зарубежных странах, то взаимодействие российских лизингодателей с зарубежными партнерами, имеющими доступ к более дешевым кредитам, реализуемым в виде смешанных сделок по лизингу и сублизингу, более выгодно.

Развитию лизингового рынка в России могут способствовать и некоторые его особенности, преимущества как особого инвестиционного механизма:

• соглашение России с рядом зарубежных стран об изменении двойного налогообложения;

• использование механизма получения более низких процентных ставок по кредиту от развитых стран;

• исключение из списка того вида имущества, которое облагается НДС;   

• использование преимуществ оффшорных зон;

• предоставление услуг по лизингу в одном пакете с традиционными банковскими кредитами и др.

Международный лизинг, опирающийся на соответствующие исследования национальной практики в области лизинга, инвестиционных, налоговых льгот, особенностей нормативно-законодательной базы в той или иной стране, режима амортизации экспортно-импортного регулирования и т. д., позволяет комбинировать разного рода преимущества, предоставляемые национальным и иностранным деловым участникам. Так, например, можно обеспечить привлекательность лизинговой сделки и через третьи страны (путем регистрации в ней своего филиала), которые предоставляют особо льготный режим налогообложения через оффшорные зоны.

Как известно, валютное регулирование в России допускает лизинговые сделки местными лизингополучателями с лизингодателями, расположенными в оффшорных зонах, что обеспечивает им налоговые преимущества.

Развитие международного лизинга между Россией и теми странами, которые имеют с ней соглашения о регулировании налогообложения, имеет определенные преимущества. Так, если лизингодатель зарегистрирован в качестве налогоплательщика в другой стране или в России, то российский лизингополучатель освобождается от дополнительного налога на прибыль в размере 20%, который должен быть выплачен в соответствии с постановлением Правительства РФ «О внесении дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 20 ноября 1995 г. № 1133.

Таким образом, при осуществлении в России лизинговой сделки зарубежная лизинговая компания может избежать двойного налогообложения, когда она действует через оффшорную, российскую дочернюю лизинговую компанию или через механизм сублизинга.

Участникам международного лизинга на территории России в соответствии с Законом «О лизинге» разрешается выбирать форму международного, соглашения для регулирования взаимоотношений сторон.

В заключение следует отметить, что макроэкономическая ситуация в России, а также особенности таможенного, налогового, организационного законодательства позволяют обеспечивать более эффективное развитие международного лизингового рынка в России.



















Заключение


Проблемы в экономике на данном этапе негативно сказыва­ются на продвижении экономических реформ и соответственно на благосостоянии российских граждан. Отсутствие инвестиций в эффективно действующие отрасли порождает новые проблемы как у потребителя, так и у производителя продукции промыш­ленных предприятий.

Промышленные предприятия, как правило, не способны оп­лачивать сразу приобретение новой техники, хотя постепенный возврат - в большинстве случаев - могут осуществлять за счет доходов от ее эксплуатации. При этом и производители промыш­ленной техники не в состоянии помочь потребителям решить эту проблему, так как сами нуждаются в значительных оборотных средствах для организации производства. Таким образом, обра­зовался порочный круг: с одной стороны, отечественные потре­бители готовы приобретать российскую технику при условии, если производители отдадут ее в кредит; с другой же - предпри­ятия готовы производить необходимое имущество при условии, что покупатель ее оплатит сразу, а не в рассрочку.

В результате российские промышленные предприятия приоб­ретают оборудование, машины, суда и другую технику зачастую у иностранных производителей, которые широко используют отра­ботанный в западных странах рыночный опыт по передаче раз­личной техники через механизм лизингового кредитования.

К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может и государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у отечествен­ных инвесторов, так и у зарубежных.

Состояние экономики в настоящее время диктует необходи­мость поиска новых подходов к инвестиционной политике и ме­ханизмам ее реализации, а также к формам воздействия государ­ства на процессы, происходящие в этой сфере.

Одним из эффективных методов могут быть инновационные инвестиции - две неразрывно связанные сферы экономической деятельности промышленных предприятий.

Решать эту проблему с помощью строго централизованных бюджетных источников и фондов министерств невозможно. Од­нако в условиях перехода к рыночной экономике промышлен­ным предприятиям удается формировать некоторые средства за счет разгосударствления. Кроме того, на инновационную и на­учно-техническую деятельность в отдельных случаях выделя­ются централизованные (хотя и небольшие) средства как из фе­деральных, так и из местных бюджетов. Основную же долю средств необходимо обеспечивать за счет капитала предприя­тий (товаропроизводителей). Однако его накопление в настоя­щее время происходит в основном в сфере обращения и в весь­ма малой степени затрагивает производство, за счет чего в рыночной экономике, как правило, обеспечивается самовозрас­тание капитала.

В связи с этим необходимо искать новые подходы к иннова­ционно-инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также формам воздействия государства на процессы, происхо­дящие в этой сфере.   

Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма инвестирования – лизинг, который является на данном этапе развития экономики единственной перспективной формой долгосрочного привлечения инвестиций. Для предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные нововведения, которые в короткий срок обеспечили бы ему успех.

Улучшению условий развития в России импортного и экс­портного международного лизинга способствует письмо Государ­ственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое предусмат­ривает частичное освобождение объектов международного фи­нансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглаше­нию, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные от­ношения. На практике же при лизинге имущество часто стано­вится собственностью пользователя и второй раз границу не пе­ресекает.

Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных документов:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регу­лировании и валютном контроле»;

• инструкция ЦБ РФ от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществ­ления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;

• письмо ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208;

положение ЦБ РФ от б октября 1997 г. № 527 «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от не­резидентов на срок свыше 180 дней»;

• Методические указания (рекомендации} по проведению меж­дународных лизинговых операций.

Следует отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным в области регламентации воп­росов международного лизинга.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:


1.      Лещенко М. И. Основы лизинга: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 336 с.

2.      Лещенко М. И. Лизинг в промышленности. – М.: МГИУ, 1998. – 234 с.

3.      Серегин В. П. Иностранный капитал на пути в Россию, М.: ИНФРА, 1999. – 321 с.

4.      Лизинг для малых предприятий / Под ред. В. С. Штерна, М.: ИНФРА, 1996. – 112 с.

5.       Лизинг в России / Финансовая газета, № 18, 1999, с. 4 – 5.

6.      Операции международного лизинга / Экономика и управление в зарубежных странах, № 9. – 2001, с. 14 – 22.

7.      Сущность международных лизинговых операций / Маркетинг в России и за рубежом, № 1. – 2001, с. 11 – 19.

8.      Организация лизинговой деятельности / Бизнес для всех, № 23. – 2000, с. 12 – 19.

9.      Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 16Ф-ФЗ

10.  Постановление Правительства РФ «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. № 167.




  








Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.