После получения заказа-наряда поставщик (продавец) направляет лизингодателю подтверждение его получения, а после отгрузки имущества лизингополучателю - счет (в двух экземплярах) с указанием своих реквизитов.
Как правило, параллельно с заключением договора купли-продажи и передачи заказа-наряда поставщику (продавцу) юридически оформляется лизинговая сделка.
Исходя из практики работы можно проследить последовательность и определить продолжительность подготовительных лизинговых процессов:
• получение лизинговой компанией заявки на лизинг (в течение 10 дней), в которой указывается характеристика рабочих параметров лизинга, определяется его стоимость, а также задание по подготовке рекламы;
• анализ условий лизинга (в течение 20 дней), где отражается получение лизинговой компанией данных от заявителя, его потенциальные возможности, результаты проверки местонахождения, окончательное оформление заявки на лизинг, а также результаты независимой экспертизы лизингового проекта;
• предварительная подготовка собственника (в течение 30 дней);
• выработка предварительного решения (в течение 60 дней), т. е. переговоры с заявителем, оценка стоимости лизинга, установление преимуществ заявителя, разработка лизинговой компанией соглашения, утверждение стоимости лизинга, изучение таможенных условий;
• принятие предложения (в течение двух месяцев), т. е. готовится схема организации работ, уточняются и изменяются первоначальные условия.
Общая продолжительность подготовительных лизинговых процедур - 3-4 месяца.
Такая организация, как правило, предшествует заключению лизингового соглашения и приемлема для лизинговых компаний при проведении сделок лишь при условии насыщения рынка и необходимости борьбы за потребителя.
Поскольку лизинговые сделки являются рискованными, то и в процедурах значительное место отводится независимой экспертизе лизингового проекта, на основании которой выявляется предпочтительный лизингополучатель. В целом для лизингового процесса необходимы четкость и оперативность.
3. Международная унификация лизингового механизма и международные лизинговые сделки в России.
В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно при приобретении промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.
Существует как внутренний лизинг (наиболее развитый во многих странах мира), так и международный, характеризуемый несколько иной отраслевой структурой. Так, например, если на внутреннем национальном лизинговом рынке преобладает производственное оборудование, автомобили и другое имущество, то на международном - суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав и более дорогостоящее имущество.
Как правило, международный лизинг может развиваться, когда есть преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками, определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также незначительные отличия в национальном законодательстве по лизингу и др.
Существует международная унификация юридических понятий и условий лизинговых соглашений, которая разработана Международным институтом по унификации частного права на основе материалов, отражающих теорию и практику лизинга в соответствующих странах мира. Впервые проект унифицированного законодательства по лизингу был рассмотрен в 1979 г. Он разрабатывался с участием Организации европейского лизинга, рассматривался на нескольких конференциях и симпозиумах, в результате чего в мае 1998 г. в Оттаве (Канада) Международной конференцией по лизингу при участии 55 стран мира была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.
Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие:
• лизинг - самостоятельный правовой институт;
• лизинг - трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к одной из них и представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и собственно лизинга.
Определенная роль отведена потребителю имущества, который является инициатором сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым юридически. При этом лизингодатель играет роль исключительно посредника по инвестированию сделки. Срок лизингового соглашения предусматривается исходя из условия возврата лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен сроку амортизации имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной предусматривается тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель принадлежат к разным странам. При этом собственник имущества - лизингодатель не отвечает за его качество, а ответственность несет изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю.
При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо востребовать еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения.
Конвенцией предусмотрена унифицированная согласованная концепция лизинга, что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя из единых юридических понятий и на гармонизированных условиях.
Как известно, становлению международного лизинга предшествовало формирование в странах мира внутреннего лизинга, поэтому интернациональные лизинговые сделки стали возможны исходя и из национальных законодательств многих стран, где предусмотрены льготы по лизингу, что могут использовать в своих интересах страны-партнеры при проведении международной лизинговой сделки. Такие сделки можно отнести к сделкам с двойной выгодой. Так, например, лизингодатель, сохраняя право на льготные нормы амортизации в своей стране, может воспользоваться низкими ставками арендных платежей, получаемых при распространении на него налоговых льгот страны-лизингодателя. Особенно широко таким преимуществом при международном лизинге пользуются в Австралии, Великобритании, США, Японии. Однако замедлению развития такого лизинга зачастую способствуют законодательства некоторых стран, где не всегда предусмотренные льготы (которые предоставляются лизингодателю и влияют на размер лизинговых выплат) распространяются на сделки международного лизинга, из чего можно сделать вывод о том, что далеко не во всех странах поощряется международный лизинг.
Процесс совершенствования международного лизинга, стандартизация условий его проведения продолжаются силами Международного совета по лизингу, которым разработано «Руководство по составлению документов в сделках по международному лизингу».
Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком - «Лизингбизнес», Межрегиональным банком - «Меликон», Промстройбанком (Санкт-Петербург) - «Балтлиз» и др. В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний («Рослизинг»), объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний.
Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом:
• компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием иностранных учредителей (Интеррослизинг, Пром-радтехлизинг, РГ-Лизинг и др.);
• муниципальные и специализированные отраслевые лизинговые компании, ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках региональных программ (Центр - агролизинг при АО «Агроснаб», Московская лизинговая компания и др.);
• лизинговая компания крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл-лизинг и др.).
Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходим мого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.
Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30 - 40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, Евролизинг, РГ-Лизинг и др.) и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.
Лизинговыми компаниями России достигнуты определенные успехи, о чем свидетельствуют данные табл. 3.13.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
всего
в % к итогу
Лизинговые операции - всего
66
100
119
173
В том числе: по объектам производственного назначения
42,9
65
77,1
112,6
Из них:
машиностроение
6,6
10
11,9
19,1
11
химико-лесотехнический комплекс
5,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6