· Отдел технического контроля – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
· Технологическая лаборатория – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
· Лаборатория товароведения – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
· Лаборатория использования материалов – осуществляет текущие коррективы в нормах расхода материалов.
· Лаборатория научной организации труда – осуществляет организацию рабочих мест и условия производства, обеспечивающие высокий уровень качества продукции и производительности труда исполнителей.
· Научно-исследовательская лаборатория – рассматривает отдельные проблемы качества: применение новых видов искусственной кожи, меры по повышению надёжности и долговечности обуви, совершенствует методику всех видов технологического контроля.
· Руководящий персонал основного и вспомогательного производства – разрабатывает и осуществляет меры по улучшению качества продукции, сокращению брака и совершенствованию способов контроля качества обработки.
· Экспериментальный технологический цех – следит, чтобы качество изделий массового производства было аналогично качеству изготовленных в экспериментальном цехе.
· Лаборатория экономических исследований – должна выделять и определять роль качества как одного из решающих факторов экономики предприятия.
· Юридический отдел
· Бюро рабочего изобретательства – поощряется рационализаторское предложение и изобретение, направленные на улучшения качества.
· Отдел (группа, сектор) технической информации –изучает продукцию связанную с качеством обуви и материалов, производимых смежными отраслями.
· Общественные организации – следят за воспитанием в рабочих преданности своему делу, повышающих свою квалификацию, выпускающих продукцию отличного качества, и т.д.
Основные идеи и положения сводятся к следующему:
1. Неуклонное повышение качества продукции может быт обеспечено только не посредством управлением качеством труда исполнителей – рабочих, инженеров, техников и служащих.
2. Изделие можно изготовить без дефектов с первого предъявления.
Информация о качестве
Реакция потребителей на качество продукции есть та обратная связь, которая диктует необходимость управление качеством.
Источники информации, оценивающей качество продукции потребителями, разнообразны.
Основным материальным носителем информации в системе управления качеством служит техническая и другого характера документация.
В целом документацию по качеству подразделяют на планово-директивную, нормативно-технологическую, по техническому контролю, юридически правовую и отчётно-информационную.
1. Планово-директивные документы выполняют наиболее важную функцию в управлении качеством – функцию проектирования и прогнозирования улучшения качества во всех его аспектах.
2. Нормативно-технологические документы – это госты на исходные материалы и готовую продукцию, методики производства, паспорта изделий, технологические карты и предписания, документы аттестации обуви, трудовые нормативы качества.
3. Документ по техническому контролю – это отношение между работниками, контролирующими качество.
4. Юридически правовые документы по качеству подразделяют на документы общегосударственного значения, ведомственные и создаваемые непосредственно на предприятиях.
5. Отчётно-информационные документы – обеспечивают необходимой информацией для принятия решений в бедующих областях:
· Выполнение плана по качественным показателям;
· Технологические исследования и изучение дефектов;
· Стимулирование рабочих за хорошую качественную работу;
· Привлечение к материальной ответственности за допущенный брак;
· Финансовые взаимоотношения с покупателями и поставщиками;
· Экономическая оценка работы предприятия с точки зрения качества продукции.
Дефекты в обуви
В конечном счёте главная цель управления качеством – предотвращение образования дефектов.
Классификация дефектов по их значимости для обуви:
· Критические – наиболее сильно выраженные дефекты, выходящие за приделы госта и такая обувь не может быть использована по прямому назначению;
· Крупные – могут влиять на сокращение срока эксплуатации обуви и ухудшение её внешнего вида.
· Менее крупные – не влияют на прочность и долговечность обуви, но в значительной мере сказываются на внешний вид.
· Незначительные – могут быть обнаружены только при обследовании специалиста.
Основными причинами возникновения дефектов в обуви являются:
· Нарушение технологического процесса;
· Применение некачественных основных и вспомогателных материалов;
· Неудовлетворительная работа оборудования и плохое состояние оснастки и инструментов;
· Не технологичность конструкции изделия;
· Нарушение организационного режима;
· Плохое хранение, упаковка и транспортировка готовой продукции.
Дефекты в обуви можно подразделить на:
· Дефекты, возникновение которых можно ожидаться;
· Дефекты, появление которых неоправданно.
Скрытые дефекты – большей частью критические и крупные.
Все не устраненные дефекты по сути критические.
Анализ качества выпускаемой обуви должен обеспечивать:
· Выявление соответствия её потребительских свойств, моделей и фасонов требования населения;
· Определение уровня качества обуви с учётом лучших отечественных и зарубежных образцов;
· Выявления несоответствия Выпускаемой продукции действующим странам, техническим условиям, имеющимся образцам и внутрифабричной технической документации;
· Установление, помимо данных финишного контроля и актов рекламации и брака, дефектов в следствии лабораторного анализа;
· Определение наиболее эффективных направление в разработке мероприятий по улучшению качества продукции;
· Техническое и экономическое обоснование целесообразности разрабатываемых мероприятий по улучшению качества обуви.
Оценка уровня качества:
,где
Кi – показатель уровня качества оцениваемого изделия;
Qi – характеристика уровня качества оцениваемого изделия;
Q0 – характеристика уровня качества эталона.
Если Кi1, то продукция соответствует качеству эталона, а если Кi<1, то считается что изделие имеет качество ниже требуемого уровня.
При комплексной оценке уровня качества наобходимо приведение всех показателей качества в сопоставимый вид:
, где
bi и b0 – оценка в баллах отдельных показателей качества оцениваемого изделия и эталона;
PI и P0 –коэфициент значимости каждого показателя оцениваемого изделия и эталона (Pi=P0);
n – число показателей качества.
Комплексная оценка уровня качества изделия:
– относительный показатель качества (Pi – показатель качества рассматриваемой продукции; Pэт – базовый показатель качества);
mi – коэффициент весомости i-го показателя качества.
Глубокий, квалифицированный анализ качества продукции и обективная его оценка – это важнейшая область управления качеством.
Планирование качества
Качества продукции, является закономерным результатом планирования технологий и организации производства и служит мерой эффективности работы предприятия.
Область директивного планирования постепенно расширяется, включается планирование производства обуви новых фасонов и моделей, формы каблуков, новой технологии, мероприятий по улучшению качества, снятие с производства устаревших видов обуви и подготовки представления изделий для аттестации по категориям качества, в том числе и на Знак качества.
В своевременном доведении через систему внутрифабричного планирования до цехов, участников и служб управления, а по некоторым показателям плана до каждого исполнителя результатов государственной аттестации выпускаемой обуви и на этой основе годовых, квартальных и месячных планов-заданий по выпуску обуви второй категории, планов освоения новых видов, фасонов и моделей обуви, показателей сортности продукции и других показателей.
Но как бы тщательно и своевременно не обеспечивалась подготовка производства и оперативное планирование качества, без надлежащего контроля за выполнением этого плана нельзя ожидать успешного решения задач улучшения качества. В перечне показателей качества и мероприятий по его повышению нет ни одной позиции, которую по каким либо причинам невозможно было бы ежедневно контролировать. В настойчивом и целенаправленном контроле планов – основа успешного управления качеством.
Управление качеством на стадии моделирования и конструирования обуви
ГОСТ 4.12–81 Обувь
1. Номенклатура показателей качества обуви
Страницы: 1, 2, 3, 4