Рефераты. Управление дебиторской задолженностью
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска.
Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной
политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не
стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения
реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной
политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет
групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его
размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость;
использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате
такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих
активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой
– 52 дня [6] .
Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия
ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой
и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с
отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %,
продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение
рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения
объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного
риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого
типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей
продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение
стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям
возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления
оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 %
продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические
направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного
метода , одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте.
Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и
рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной
работы следующим образом:
Рис.
4.
Матрица стратегии
кредитной политики фирмы
Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются
следующими компонентами: 1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень
рентабельности и риска, 2) Противоположный блок - консервативная политика,
которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой
рентабельностью.
Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной
политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается
по стандартам данной макро- и микросреды. В данном случае, по стандартным
показателям Литовской Республики, приведенными ниже.
Рис. 5.
Уровень
Показатель
Высокий
Средний
Низкий
Рентабельность
> 35 %
> 15 %
< 15 %
Ликвидность
> 2 ,0
> 1,5
> 1,2
Стандартные
показатели уровня рентабельности и ликвидности ЛР
1. 3. 2. Формирование системы кредитных условий
Система кредитных условий состоит из следующих четырех
элементов:
·
Срок кредита (кредитный период) –
время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за
товар;
·
Скидки , предоставляемые в качестве
поощрения за быстрые платежи;
·
Стандарты
кредитоспособности , указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов,
покупающих в кредит;
·
Политика
взимания платы , отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам,
задерживающим платежи.
Срок кредита – это предельный период времени, который фирма дает
клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться
на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи –
период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель
может получить скидку, например – 10 дней.
Скидки за ранние платежи – сокращение цены покупки или
продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты
счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует
покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый -
имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что
скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют
3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать,
что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно
пользоваться скидками. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с
ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность,
которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных
средств.
Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень
кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того
как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо
произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит.
Процедура такой оценки включает три этапа: 1) сбор информации о претенденте на
получение кредита; 2) анализ полученной информации с целью определения уровня
кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность
отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим
критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с
покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента;
объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при
неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.
Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе
кредитоспособности к методу «3 С»: Character , Capacity , Capital . Некоторые
другие, применяемые фирмами методы оценки кредитоспособности покупателей,
приведены в приложении № 5. На основании результатов оценки кредитоспособности
проводится группировка покупателей (табл. 3).
На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи
товаров в кредит. Инструментом позволяющим исследовать все возможные варианты
может быть «дерево решений».
Таблица 3.
Классификация
покупателей [7] .
Категория
Уровень
платежеспособности
Средний
срок оплаты, дней
Предоставляемый
кредит
1
2
3
4
5
Высокий
Хороший
Средний
Низкий
Очень
низкий
10
15
30
60
90
Неограниченный
Неограниченный
Ограниченный
Ограниченный
Нет
кредита