Рефераты. Учетная политика предприятия

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

В отечественной практике среди них – амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; фонды специального назначения; способы отражения в отчетности полученных займов  и др.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни предприятия и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией предприятия решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.

Аудиторский контроль. Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь предприятию. 

Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике, избранной предприятием.

Основой для аудиторского исследования учетной политики является внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская отчетность и др.  Анализ всех названных документов, позволит аудитору составить достаточно полное представление об учетной политике и ее реализации на практике.

Контроль налоговых органов. В отличие от аудиторского исследования учетной политики предприятия контроль налоговых органов преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных предприятие способов ведения бухгалтерского учета требованиям и  предписаниям налогового законодательства. При этом совершенно очевидно, что налоговые органы не волнует проблема соответствия установленных правил характеру и особенностям деятельности конкретного предприятия.

Проверка налоговых органов может осуществляться в пределах и порядке, установленных законом. В частности, подчас возникает вопрос о правомерности требований налоговой инспекции о сопровождении бухгалтерского отчета, представляемого в налоговую инспекцию, подробной справкой об учетной политике. В основе их – положения налогового законодательства о праве налоговых инспекторов требовать от предприятий предъявления различных материалов и пояснений, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности. Проблема состоит в том, каким должен быть объем запрашиваемой информации, какие данные необходимы инспекции для оценки учетной политики. Очевидно, что речь должна идти лишь о наиболее существенных методических вопросах учета. Организация и техника учета могут заинтересовать налогового инспектора только при проверке предприятия на месте.

2. Комментарии к технико-методологическим и

организационным правилам (принципам) учетной политики

2.1. Учетная политика предприятия: методический

 и технический аспекты

2.1.1. Разграничение средств труда на основные средства

и малоценные предметы и технико-методологические

правила учета их движения и амортизации стоимости


Согласно положениям о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п.45 «б») руководитель предприятия определяет границу между основными средствами и МБП. Предел определяется в зависимости от лимита стоимости малоценных предметов, устанавливаемого законодательством. Так с 01 января 1992г. (приказ №10 МФ РФ от 20 января 1992г.) был установлен лимит стоимости МБП для учета в составе оборотных средств 3000 рублей за единицу по цене приобретения; в 1993г. указанный лимит составил 100 тыс. руб. (письмо МФ РФ №68 от 4 июня 1994г., а в 1994г. от 13 декабря 1993г.). Повышение лимита средств труда для их учета в составе оборотных средств связано с инфляционными процессами. Поэтому с повышением лимита стоимости МБП возникает необходимость периода средств труда из состава основных средств в состав МБП, что отражается бухгалтерской проводкой: дебет счета 12 «МБП» и кредит счета 01 «Основные средства».

 Однако перевод основных средств МБП, приобретенных в 1993г. стоимостью ниже установленного лимита за единицу, не является обязательным (приложением к письму Минфина РФ от 23 июня 1993г. №78). По данному вопросу предприятием предоставлено право самостоятельного решения, и они должны были учитывать все влияющие факторы и условия выгодности или невыгодности такого перевода. Объекты основных средств, стоимость которых по результатам переоценки проведения установленного лимита (500 тыс. руб.), не переводились в состав МБП (письмо Минфина РФ от 23 марта 1994г. №34 «Об объемах и формах квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1994г. и о порядке заполнения»). В дальнейшем разграничение средств труда в учете на основные средства и МБП будут проводки предприятия самостоятельно, так как такой порядок уже предусмотрен Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ которое предусматривает право предприятий самостоятельно по состоянию на 01 января года корректировать установленный законодательством лимит. Положениями о бухгалтерском учете и отчетности установлен лимит до 1 млн. руб. (29.12.1994г. №10, п.п. 45 «б»).

Что касается перевода основных средств в МБП, то в дальнейшем такой перевод, связанный со стоимостью, вряд ли будет обоснованным, так как средства труда в обороте и основные средства в учете должны различаться по длительности пользования (МБП – до одного года, а основные средства – свыше одного года). Данное условие уже четко определено в Положениях по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.1993г. №160 п.1.2


                                                                                      Таблица 2.1.

варианты учета поступления МБП


№ п\п

Содержание операции

Корреспондирующий счет

Дебет

Кредит

1.

Поступление МБП от поставщиков или через подотчетное лицо

12,15

60,76,71

2.

НДС и СН по поступившим МБП

19

60,76,71

3.

Оприходовано МБП от собственного производства

12,15

20,23

4.

Перечислено поставщику за МБП в т.ч. НДС и СН

76,60

51

Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995г

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.