Рефераты. Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции

Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.

Готовую продукцию, хранящуюся на складах других организаций, включают в описи на основании документов, подтверждающих ее сдачу на ответственное хранение. В описях отражают наименование, количество, сорт, учетную стоимость продукции, дату принятия ее на хранение, место нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные расписки на продукцию, оставленную на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую к началу инвентаризации.

В описях на готовую продукцию, находящуюся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях готовой продукции, отгруженной и неоплаченной в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся: наименование покупателя, наименование продукции, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке:

-         убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;

-         недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (дебет счета №94 и кредит счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).

-         выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов (по дебету счета №43 «Готовая продукция»  и кредиту счета №91 «Прочие доходы и расходы».

-         излишки по пересортице принимаются к учету на счет №43 «Готовая продукция» с кредита счета №94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации готовой продукции отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

 

 

III. Порядок документального оформления операций по учету готовой продукции.

Выпущенные из производства готовые изделия сдают­ся на склад предприятия и документально оформляются. Документы, отражающие выпуск и сдачу го­товой продукции (приемо-сдаточные накладные, приемо-сдаточная ве­домость, спецификации, приемные акты и т. п.), имеют общее назначение, в основном оди­наковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изде­лия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной про­дукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй — на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных доку­ментов по каждому наименованию, виду и сорту подсчиты­вают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные о сдаваемой продукции подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.

К приемо-сдаточным документам, как правило, прила­гается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка об этом на самом документе. При этом следует обратить вни­мание на то, что данные первичных документов о выпу­щенной продукции должны соответствовать данным журна­лов оперативного производственного учета.

По оформленным приемо-сдаточным накладным и актам про­дукция передается на склад готовой продукции и хранится там до отгрузки или отправки потребителям.

Отгрузка и отпуск готовых изделий покупателям осу­ществляется на основании заключенных с ними договоров или непосредственно в процессе свободной торговли.

Оперативный учет выполнения договоров о реализа­ции продукции ведет отдел сбыта, который выписывает приказ-накладную. В ней объединяются два документа: при­каз складу на отгрузку продукции и накладная на отпуск продукции со склада.

Данные приказа на отпуск продукции заполняет отдел сбыта, а данные о фактическом отпуске — материально ответственное лицо, отпустившее продукцию.

Фактический отпуск продукции со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Пред­ставители местных покупателей получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в при­казе-накладной. При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписы­ваются работники транспортно-экспедиционной службы.

Иногородним покупателям продукция отгружается же­лезнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае приказ-накладная является сопроводитель­ным документом груза в пути и передается грузополучате­лю вместе с продукцией. Грузоотправитель при отгрузке продукции получает от станции (пристани) отправления товарную квитанцию и квитанцию о приеме груза.

При централизованной доставке готовой продукции по­купателям автомобильным транспортом производственное предприятие может заключить договор на транспортные услуги с автотранспортным предприятием, а последние — со своими шоферами о материальной ответственности за сохранность продукции. Лицам, осуществляющим центра­лизованную доставку продукции, выдается "Книга регист­рации сданных документов" с помещенной в ней доверенно­стью на право получения продукции для доставки по на­значению. Отпуск продукции оформляют товарно-транспор­тной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземп­лярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпля­ры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправи­телю второй экземпляр с отметкой о передаче груза поку­пателю, а третий и четвертый — в свое автохозяйство.

К товарным документам прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится подроб­ный перечень отгруженной продукции и дается ее характе­ристика, паспорта и проспекты на конкретные изделия, сертификаты качества продукции и другие документы, обус­ловленные договором поставки.

На основании товарных документов бухгалтерия (фи­нансовый отдел) производственного предприятия выписы­вает на имя покупателя расчетные документы — платеж­ное требование, платежное требование-поручение и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. В рас­четных документах указывают наименование и местонахож­дение поставщика и покупателя, номер договора постав­ки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспор­тные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавлен­ную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгруз­ке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп "Без налога (НДС)".

Данные расчетных документов ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате сче­тов. Ведомость является формой аналитического учета товаров от­груженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определе­нии выручки по отгрузке, а № 16а — при определении выручки по оплате.

Оперативный учет отгрузки ведут в отделе сбыта (маркетинга) в специ­альных карточках, книгах или журналах.

 

Складской учет готовой продукции и отчетность материально ответственных лиц.

Складской учет готовой продукции, как правило, ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, ус­ловно-натуральных и стоимостных показателях.

На крупных предприятиях на каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского уче­та и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответ­ственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется и записывается в соот­ветствующей графе остаток готовой продукции.

Работник бухгалтерии периодически проверяет пра­вильность оформления приходных и расходных документов и записей в карточках складского учета. Проверка произво­дится в присутствии материально ответственного лица. Правильность записей в карточках бухгалтер подтвержда­ет своей подписью в графе "контроль" с указанием даты проверки. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются.

Остатки готовой продукции на начало следующего ме­сяца переносятся из карточек складского учета в ведомость остатков (сальдовую книгу) по складу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии.

В установленные сроки, заведующие складами (кладов­щики), на основании первичных приходных и расходных документов, составляют и представляют в бухгалтерию от­четы о движении готовых изделий в двух экземплярах. В них указываются остатки готовых изделий на начало и ко­нец отчетного периода, а также их движение, т. е. поступ­ление и выбытие. Первый экземпляр отчета остается в бух­галтерии, а второй, с распиской бухгалтера, возвращается материально ответственному лицу и служит подтвержде­нием сдачи отчета.

Все первичные документы, отражающие движение го­товых изделий, также периодически сдаются в бухгалте­рию материально ответственными лицами. Они могут быть приложены либо к отчету о движении готовых изделий, либо для этого составляют реестр типовой формы (М-18). Реестр составляется раздельно по приходу и отпуску го­товой продукции.

В бухгалтерии отчеты материально ответственных лиц, а также приходные и расходные документы о движении готовой продукции подвергаются проверке и таксировке. При проверке обращается внимание на: правильность офор­мления документов; законность и целесообразность отра­жаемых операций; соответствие дат документов тому пе­риоду, за который составлен отчет; правильность перенесения остатков с предыдущего отчета и т. д. Затем прове­ряются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков на конец отчетного периода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.