Рефераты. Учет расчетных операций

Результаты расчетов сводим в таблицу: «Реальная рентабельность банка»

Дата

Бал. прибыль (млн. руб.)

Активы работающие (млн. руб.)

R реал. (%)

31.12.93

23987

444551

5,3

31.12.94

56635

2255765

2,5

01.07.95

129071

3204688

4,0

В мировой банковской практике коэффициент реальной рентабельности находится в пределах 0,05-2,2%. Полученные значения эффективности можно отнести на счет продуманной кредитной политики и специфики российского рынка банковских услуг.

n    Доля прибыли в доходах банка показывает эффективность управления расходами банка и эффективность налоговой политики банка. Этот показатель называют еще уровнем рентабельности банка.          

                                                        Ур = Пр/Дох.

Дата

Бал. прибыль (млн. руб.)

Доход (млн. руб.)

Ур (%)

31.12.93

23987

319762

7,5

31.12.94

56635

894126

6,3

Как видно уровень рентабельности банка в 1994г. снизился, что можно связать с высокими темпами инфляции и как следствие ростом стоимости  операционных издержек, связанных с удорожанием пассивов.


4. ВЫВОДЫ ПО ДАННЫМ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ


Данный вид финансового экспресс-анализа относится к текущему внешнему анализу и является в силу сложившихся причин ограниченным в источниках информации, основным из которых является официально публикуемый баланс. Тем не менее, проведение данного анализа весьма часто практикуется в коммерческих банках и фактически является самодостаточным основанием для принятия решения об установлении лимита по операциям с конкретным банком.

Анализ баланса банка позволяет определить общее состояние ликвидности  и доходности банка, выявить структуру собственных и привлеченных средств на определенную дату и за определенный период. При этом главной при проведении анализа отчетности банка является задача очистки баланса, т.к. определить истинную величину активов по данным баланса и другим формам официальной отчетности представляется весьма затруднительным. С другой стороны, суммы капитала, кредитов, депозитов или уставного фонда также могут быть искусственно завышены. И даже такой более или менее достоверный показатель, как сумма балансовой прибыли, полученной банком, может не соответствовать действительной ее величине вследствие стремления банка к достижению пониженного налогообложения.

При проведении текущего внешнего экспресс-анализа используются методы группировки (балансовых счетов банка), сравнения (сравниваются и анализируются величины сгруппированных счетов по состоянию на различные отчетные даты, определяются причины возникновения изменений и последствия их воздействия на финансовые показатели банка) и метод коэффициентов (рассчитываются удельные веса балансовых подгрупп в общей сумме привлеченных и размещенных средств, определяется количественная взаимосвязь между различными статьями и разделами баланса).

Применительно к анализу балансов банка Менатеп можно сделать следующие выводы. Доля собственных средств в пассивах банка имеет тенденцию к повышению, что благоприятно сказывается на надежности банка. Так, рассматривая отношение собственных средств и привлеченных депозитов (коэффициент покрытия риска досрочного изъятия), можно отметить увеличение этого показателя с 27% в 1994г. до 35% в июле 1995г. Также выигрышно выглядит коэффициент покрытия собственными средствами кредитных рисков банка, выросший с 14% в 1994г. до 16% в 1995г. Выполнение с определенным «резервом прочности» нормативов Н1 и Н3 (достаточность капитала) являются еще одним подтверждением хорошей защищенности банка на случай каких-либо кризисов на рынке.

Увеличение доли платных длинных пассивов в 1995г. в общей структуре привлеченных средств (особенно по долговым бумагам банка) конечно ведет к удорожанию стоимости ресурсов, но при этом облегчает управление пассивами и, что самое главное, делает возможным проведение активных операций с более длинными, а значит более доходными инструментами, поэтому средняя доходная маржа банка не пострадала и даже выросла на 1%.

Опасение вызывает разве что высокий удельный вес (40%) обязательств до востребования (клиентские остатки + остатки на «лоро» счетах ) в общем объеме обязательств. Но анализ коэффициентов текущей ликвидности (ликвидные активы/обязательства до востребования = 41%) позволяет с достаточно высокой степенью вероятности надеяться на нормальное (или, по крайней мере, без катастрофических последствий для состояния банка) разрешение проблемы внезапного оттока клиентских средств.

Увеличение вложения в такие высоко ликвидные активы, как государственные ценные бумаги (ГЦБ), с 2,3% в 1994г. (доля в  суммарных активах) до 6,75 % в июле 1995г. (в абсолютных показателях прирост составил 319 млрд. руб.) весьма благоприятно сказалось как на уровне текущей ликвидности банка, так и в целом на его надежности. И то, что при этом не очень сильно изменился объем заимствований у клиентов (от физ. лиц и учреждений), говорит о наличии у банка хорошей (в смысле ее объемности) ресурсной базы. Рост темпа и объема вложений в ГЦБ говорит о том, что эта база имеет тенденцию к расширению. То, что банк активно работает на рынке МБК, выступая при этом нетто-кредитором, само по себе неплохо и также свидетельствует об отсутствии у банка проблем с наличием средств. Другое дело, что такая активность усиливает зависимость банка от благонадежности контрагентов и стабильности рынка МБК. Но в данном случае эта степень зависимости некритична, тем более учитывая резервы на покрытие убытков составляют почти 14% от суммы активов, сопряженных с повышенным риском .

Говоря еще раз о ликвидности банка, можно упомянуть выполнение банком нормативов Н6 и особенно Н7. Последнее говорит о наличии у банка определенных резервов по использованию ликвидных активов в более доходных операциях.

Анализируя финансовые результаты работы банка в 1993г. - 1995г. необходимо сказать следующее. Даже к концу первого полугодия 1995г. банк  показывает результаты, значительно превышающие годовые показатели прошлых лет. Так, балансовая прибыль возросла на 72436 млн. руб. (в годовом исчислении на 86%). Но если абсолютный рост показателей доходности банка можно отнести на следствие инфляционных процессов, то рост средней доходной маржи на 1% прямо указывает на повышение эффективности использования ресурсов в 1995г. Также более чем в полтора раза выросло значение ROE (доходность капитала), что можно отнести на хорошо продуманную политику использования соотношения собственных  и привлеченных средств банка.

И, наконец, показатель, однозначно указывающий на значительный рост эффективности работы банка в 1995г. - коэффициент реального уровня рентабельности банка (показывающий эффективность вложений банка), вырос только по сравнению с 1994г. с 2,5 до 4%.  Все это позволяет  (по состоянию на 01.07.95г.) определить работу банка как весьма успешную, а финансовое состояние его активов и пассивов как вполне удовлетворительное.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На сегодняшний день самым слабым местом безналичных расчетов по прежнему является срок прохождения платежа, особенно если плательщик или получатель находится в регионе. Большие возможности для коренного улучшения безналичных расчетов заключены в дальнейшем развитии межбанковского клиринга.

Как известно, суть данной формы межбанковских расчетов (а именно от их совершенства зависит качество расчетов между хозяйствующими субъектами) в следующем. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги и т.д.  К осуществлению клиринга участников расчетов вполне объективно побудил еще в середине XVIII века рост числа сделок и соответственно объема перерабатываемой информации. Затем клиринг получил широкое распространение за рубежом на товарном, фондовом рынках и в банковской сфере.

Концентрация платежей при клиринге позволяет в значительной мере уменьшить баланс платежей и общую сумму отвлекающихся на платежи денежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает управление им.

Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая наличность), и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов.

Проблема широкого развития клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.

6. Список использованной литературы


1. Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”  // Е.П. Козлова, Е.Н. Галанина. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. М. “Финансы и статистика”, 1996.

2. Письмо ЦБ РФ от 15,02,1994 г. № 13-1/ 190 “О введении в действие Положения о порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ РФ”. // Е.П. Козлова, Е.Н. Галанина. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. М. “Финансы и статистика”, 1996.

3. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М. “Финансы и статистика”, 1995.

4. Е.П.Козлова, Е.Н. Галанина. Бухгалтерский учет в коммерческих банках М. “Финансы и статистика”. М, 1996.

5. Дитер В. Эльберскирх. Практика осуществления межбанковских опреаций.// Деньги и кредит - 1991, № 6- с. 41-49.

6. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича - Л., 1991.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.