Рефераты. Учебное пособие по экономической теории (часть2)

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

 Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

 8.2  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Одной из мер, предпринимаемых государством для покрытия бюджетного дефицита, является увеличение государственною внутреннего долга, то есть выпуск государственных ценных бумаг. Если применяется только эта мера, то государственный долг можно определить как сумму бюджетных избытков и дефицитов. При увеличении роли государства в экономике государственный доли растет, поскольку, как правило, увеличивается бюджетный дефицит.

Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.


Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.

Основные причины бюджетного дефицита и увеличения государственного долга:

а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б)  циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

в)  сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

г)  повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой
сфере.


Отрицательные последствия увеличения государственного долга:

- уменьшаются потребление и сбережения;

- увеличиваются процентные выплаты.

ГЛАВА 9. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 9.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Открытая национальная экономика взаимодействует с мировой экономикой посредством торговых и финансовых отношений. Всемирная торговля подразумевает участие всех хозяйственных субъектов страны в обмене товарами с другими странами. Обмен осуществляется с помощью внешнеторговой инфраструктуры, обслуживающей торговые и финансовые операции между странами. (см. также с. 21)

Денежные платежи, кредитование и страхование производятся с помощью банковской системы и страховых организаций. Международные перевозки обслуживаются транспортной системой. Внешняя торговля подразумевает наличие мирового рынка, обеспечивающего взаимодействие экспортеров и импортеров и конкуренцию между экспортерами.    Законодательное обеспечение внешнеторговых операций определяет | два основных типа внешнеторговой политики:

•протекционизм, защищающий национальное хозяйство.

Ограничивает импорт с помощью повышения таможенных пошлин, количественных ограничений (квот) и запрещений. Следствием протекционизма является повышение цен на импортные товары, увеличение , доли нелегальных торговых операций и применение ответных мер со стороны торговых партнеров, влияющих на экспорт;

•свобода торговли, не влияющая на складывающийся экспорт и им
порт, а только фиксирующая операции. Придерживаются страны с высокой  конкурентоспособностью товаров. Обычно государство проводит двойную  политику,  применяя   к отдельным видам товаром протекционистскую политику.

Торговые отношения между странами определяются также договорами. Существует принцип наибольшего благоприятствования, заключаемый в договоре о взаимном предоставлении прав и льгот.

Некоторые страны для давления на другую страну или вмешательства в ее внутренние дела используют наступательную торговую политику, обеспечивающую устранение конкуренции и преобладание товаров данной страны в импорте других стран. Используется торговый демпинг- продажа по более низким ценам, чем цены мирового рынка.

Объем внешнеторговых операций может измеряться:

- в натуральном выражении, показывающем количество и ассортимент экспортируемых и импортируемых товаров;

- в стоимостном  выражении отражающем не только количество товара , но и изменение цен.

Цена товаров на мировом рынке определяется спросом, предложением и влиянием монополий. Результатом внешней торговли является сальдо торгового баланса, показывающее разность между экспортом и импортом. При положительном результате торговый баланс имеет активное сальдо.

Увеличение экспорта дает положительные эффекты:

- увеличивается занятость, объем производства и доходы;

- избегаются кризисы перепроизводства;

-увеличивается объем иностранной валюты, получаемой государством.

Основные тенденции изменения структуры мирового рынка:

-уменьшение сырьевых и увеличение готовых продуктов;

            - увеличение доли высокотехнологичных товаров.       

9.2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Внешнеторговая деятельность страны учитывается в виде платежного баланса.

Платежный баланс составляется в форме бухгалтерских счетов, содержащих статистическую информацию по внешнеторговым операциям хозяйственных субъектов страны и заграницы за определенный период (год). Стоимостное выражение платежного баланса отражает соотношение между стоимостью, полученной страной, и стоимостью, вывезенной за границу.

Платежный баланс имеет разделы:

торговый баланс - фиксирует все торговые операции между страной
и заграницей. Показывает экспортные доходы и импортные затраты;

баланс услуг - включает фрахт, выплату лицензий, страховые, туристические  и брокерские услуги, чистый доход на инвестиции (проценты и
прибыли на зарубежные активы хозяйственных субъектов и граждан страны  за вычетом доходов иностранцев на активы, которыми они владеют в
данной стране);

баланс переводов - фиксирует безвозмездные поставки товаров и
помощь в виде денежных переводов;

• баланс движения капитала - фиксирует покупку/продажу активов (акции, облигации), то есть импорт/экспорт капитала. Положительное сальдо баланса движения капитала означает приток капитала, отрицательное сальдо - отток.

Счет текущих операций включает торговый баланс и балансы услуг и переводов. Дефицит счета текущих операций пополняется за счет чистого притока капитала. На величину счета текущих операций оказывает влияние темп экономического роста страны - увеличение темпа экономического роста вызывает дефицит счета текущих операций. Сальдо счета текущих платежей отражает чистый экспорт страны.

Сальдо платежного баланса есть сумма сальдо текущих счетов и сальдо баланса движения капитала. Активное сальдо платежного баланса означает задолженность заграницы стране и ведет к повышению курса национальной валюты. Дефицит избыток платежного баланса влияет на валютные резервы страны и, следовательно, на предложения денег. Отсутствие влияния наблюдается только при плавающем валютном курсе. Страна должна стремиться к нулевому сальдо платежного баланса, для чего применяются следующие меры:

•валютные интервенции;

•ограничение внешнеэкономических связей;

•изменение внутренней фискальной и денежно-кредитной политики;

•изменение валютного курса.

9.3 ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

Проведение торговых и финансовых операций между странами подразумевает наличие системы валютных отношений. Валютный курс устанавливается на валютном рынке в процессе торгов по валютам разных стран.

Различают следующие валютные курсы:

•  фиксированный, являющийся результатом договора стран о пропорциях обмена валют;

•  гибкий (плавающий), являющийся обменным, установившийся в результате взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке.

Плавающий   валютный  курс  обычно  устанавливают  сильные  внешнеторговые партнеры;

девизный, отражающий цену национальной валюты, выраженную в иностранных денежных единицах;

обменный, отражающий цену иностранной валюты, выраженную в национальных денежных единицах.

Изменение обменного курса связано с изменением покупательной способности валют. Реальный обменный курс валют отражает конкурентоспособность страны в международной торговле. Темпы экономического роста влияют на колебания валютного курса. При увеличении темпов экономического роста валютный курс национальной валюты падает, то есть возрастает доля импорта.

•при гибком валютном курсе происходит обесценивание валюты. Валютный курс отражается на благосостоянии потребителей и фирм, поэтому правительство борется с колебаниями валютного курса. Валютная интервенция - покупка/продажа валюты для фиксации ее курса. Валютная интервенция подразумевает операции с иностранной валютой. Интервенция влияет на резервы страны, следовательно, на объем денежной массы. Валюта разделяется на:

конвертируемую - свободно обменивается на другую валюту;

неконвертируемую - используется только в пределах страны.

ОТВЕТЫ К ТРЕНИНГ-ТЕСТАМ

1Б-2А-3Б-4В-5Б-6А-7В-8В-9Г-10А

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.